Комитет по экономической политике Совета Федерации провел круглый стол «О мерах по развитию конкуренции в сфере розничной торговли». На мероприятии выступила начальник Управления контроля социальной сферы, торговли и непроизводственных услуг ФАС России Надежда Шаравская.
Она сообщила, что служба приступила к анализу рынка розничной торговли продтоварами: «Сейчас мы наблюдаем тенденцию к дальнейшему укрупнению торговых сетей и повышению объемов оборота, что требует внимания со стороны надзорных органов. Поэтому важно проанализировать рынок розничной торговли продовольственными товарами. Ведомство уже начало своими силами проводить анализ динамики развития торговых сетей по всей стране».
Повысить качество и оперативность мониторинга и анализа ситуации на рынках розничной торговли могло бы создание обязательного реестра торговых сетей: «Однако в настоящее время ни у одного органа власти нет полной информации о долях торговых сетей по всей стране, с разбивкой по субъектам РФ и муниципальным образованиям. Поэтому крайне необходимо создание и ведение актуального торгового реестра, который бы содержал информацию о хозяйствующих субъектах, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли», – подчеркнула Надежда Шаравская.
Закон о торговле предусматривает ведение реестров торговых сетей на региональном уровне. Однако предоставление информации хозсубъектами в реестры не носит обязательный характер, поэтому они не отражают реальной картины присутствия торговых сетей в субъектах РФ.
По вопросу поддержки малого и среднего предпринимательства представитель ФАС России заявила, что Закон о торговле предусматривает «иммунитеты» для субъектов малого бизнеса, осуществляющих торговую деятельность или производство и поставки продтоваров. Кроме того, ведомство поддержало законопроекты, направленные на развитие торговли субъектов МСП, а также создание стабильных и прозрачных условий размещения объектов нестационарной и развозной торговли.
Надежда Шаравская также упомянула опубликованные ФАС России Методические рекомендации по раскрытию информации торговыми сетями при выборе контрагентов. Они будут способствовать прозрачному и недискриминационному доступу производителей и поставщиков продуктов питания в торговые сети и помогут небольшим производителям расширить каналы сбыта продукции.
Главная цифра
1-й
выпуск журнала «Конкуренция и право» за 2025 г. опубликован в электронной версии