Продовольственная продукция не может считаться оборонной только на том основании, что была закуплена заказчиком в рамках государственного оборонного заказа. Об этом говорится в Определении Верховного Суда РФ, сообщает Интерфакс.
К такому выводу суд пришел по итогам рассмотрения спора между Санкт-Петербургским УФАС России и ООО «Мясокомбинат „Дружба народов“». Этот мясокомбинат является поставщиком продовольствия для войск Национальной гвардии (Росгвардия).
«Дружба народов» летом 2018 г. по госконтракту поставила в войсковую часть в Санкт-Петербурге кабачковую икру, консервированные овощи, а также икру из свеклы на 21 млн руб. Позднее военная прокуратура в ходе проверки выяснила, что поставленные 100 кг кабачковой икры не соответствуют требованиям ГОСТа по показателю «массовая доля сухих веществ» – их было меньше требуемого.
После этого весной 2019 г. УФАС оштрафовало «Дружбу народов» на 850 тыс. руб. В контракте было указано, что поставка продовольствия осуществляется по виду расходов 223 «Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа», говорится в материалах судебного дела, а если так, сочло антимонопольное ведомство, то и кабачковая икра является оборонной продукцией. Поэтому поставщика нужно наказывать по ст. 14.49 КоАП РФ за «нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг)». Санкции по этой статье предусматривают взыскания для юрлиц от 700 тыс. до 1 млн руб.
Арбитражный суд Республики Крым, куда пожаловалась «Дружба народов», наказание отменил.
«Кабачковая икра (как и другие продукты питания) не включена в Классификатор продукции военного назначения, утвержденный Указом Президента РФ от 10.09.2005 № 1062, а также не включена в Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, утвержденный Указом Президента РФ от 17.12.2011 № 1661», – говорится в решении суда. Таким образом, поставленная в войсковую часть кабачковая икра является обычным продуктом питания, так как не изготавливалась по технической документации заказчика для военных нужд или военных и гражданских нужд, сделал вывод суд.
Однако апелляция решение в пользу мясокомбината отменила, согласившись с логикой УФАС. Правда, штраф был снижен до 350 тыс. руб. из-за отсутствия «существенных негативных последствий от нарушения».
«Дружба народов» пожаловалась в ВС РФ и нашла там поддержку. ВС РФ отменил акты апелляции и кассации, оставив в силе решение суда первой инстанции в пользу компании.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ указала, что ни в КоАП РФ, ни в Законе о гособоронзаказе нет определения оборонной продукции. Оно содержится в ГОСТе РВ 0101-003-2018, согласно которому оборонная продукция включает военную продукцию и продукцию двойного назначения, а видами оборонной продукции являются материальные объекты, научно-техническая продукция, работы и услуги.
Из этого определения «невозможно однозначно отнести к оборонной продукции икру из кабачков», купленную как продовольствие в рамках гособоронзаказа. «Одного того обстоятельства, что продовольственные товары поставлялись по государственному контракту в рамках государственного оборонного заказа, недостаточно для признания любой таковой продовольственной продукции оборонной», – говорится в определении ВС РФ.