Опубликовано Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 № 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года».
В качестве одного из таких направлений в документе названо обеспечение доступа к государственным закупкам. В этой сфере предполагается реализовать такие меры:
- проработка возможности обеспечения взаимного признания банковских гарантий;
- разработка и утверждение плана мероприятий, направленных на обеспечение информационной открытости и прозрачности закупок, в том числе посредством:
– создания каждым государством ЕАЭС веб-портала;
– публикации на веб-портале информации о закупках, реестра недобросовестных поставщиков, нормативных правовых актов государства ЕАЭС в сфере закупок (в том числе на русском языке);
– определения ограниченного числа электронных торговых площадок (электронных площадок) и (или) веб-портала в качестве единого места доступа к информации о закупках в электронном формате и к электронным услугам, связанным с такими закупками, если это предусмотрено законодательством государства ЕАЭС о закупках;
– организации беспрепятственного и бесплатного доступа к информации о закупках, реестру недобросовестных поставщиков и нормативным правовым актам государства ЕАЭС в сфере закупок, публикуемым на веб-портале, а также обеспечения максимально широкого поиска сведений по такой информации, реестру и актам;
- обеспечение взаимного признания электронной цифровой подписи (электронной подписи) для целей госзакупок на условиях национального режима;
- выработка комплекса мер по полноценной цифровизации госзакупок в государствах ЕАЭС.
Еще одно направление развития интеграции – повышение эффективности функционирования рынков товаров. Его составная часть – защита конкуренции и антимонопольное регулирование. Названы пять мер и механизмов реализации этого направления:
- поэтапное совершенствование права ЕАЭС в целях пресечения нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках, в том числе с учетом правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии;
- утверждение порядка освобождения от ответственности при добровольном заявлении о заключении хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) соглашения, недопустимого в соответствии с п. 3–5 ст. 76 Договора о ЕАЭС, а равно об участии в нем;
- проведение экспертного обзора в сфере конкуренции со стороны ОЭСР;
- совершенствование инструментов взаимодействия с бизнес-сообществами, в том числе третьих стран, по различным вопросам деятельности ЕЭК на базе общественной приемной блока по конкуренции и антимонопольному регулированию;
- проработка вопроса совершенствования применения штрафных санкций, налагаемых ЕЭК за факт нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, для формирования благоприятной конкурентной среды и учета взаимных интересов государств-членов.
Также в числе задач:
- установление диалога с Европейским союзом, включая развитие диалога между ЕЭК и Еврокомиссией в сфере конкуренции;
- развитие сотрудничества с Конференцией ООН по торговле и развитию, в том числе в сфере конкуренции, включая проведение совместных мероприятий, многосторонних встреч, совместных аналитических работ.
ЕЭК сообщает также, что в первом квартале 2021 г. Коллегия ЕЭК планирует представить Совету Комиссии для утверждения план мероприятий по реализации Стратегии-2025.
Читайте также: «Суд ЕАЭС разъяснил, могут ли государства ЕАЭС многократно вводить изъятия из нацрежима в госзакупках».
Журнал «Конкуренция и право»