Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального закона № 1085758-7 «О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
В пояснительной записке сообщается, что, по сведениям Генпрокуратуры России, с 1 января 2018 г. по 1 января 2020 г. по фактам противоправных действий в сфере оборонно-промышленного комплекса по материалам прокурорских проверок возбуждены 939 уголовных дел, общая сумма ущерба государству при исполнении гособоронзаказа, в причинении которого предъявлено обвинение, превысила 17,5 млрд руб. При этом фактически возмещено в ходе следствия, в том числе в добровольном порядке, 4 млрд руб. Свыше 1,5 млрд руб. взыскано по искам прокуроров в судебном порядке судами общей юрисдикции.
С точки зрения авторов проекта, сложности в защите интересов государства во многом связаны с несовершенством правового механизма оспаривания сделок, заключенных между юрлицами в рамках исполнения гособоронзаказа, а также в сфере госзакупок и взыскания ущерба, причиненного РФ.
Кроме того, указано в пояснительной записке, действующие системы банковского сопровождения расчетов, связанных с исполнением гособоронзаказа, а также мониторинга и контроля за использованием средств при его размещении и выполнении в отношении госконтрактов не обеспечивают полного исключения злоупотреблений.
Аналогичные проблемы есть и в сфере госзакупок: за 2018–2019 гг. прокуроры выявили более 300 тыс. нарушений законодательства в сфере госзакупок, в целях устранения которых внесено свыше 85 тыс. представлений, предъявлено 3302 иска на сумму свыше 2 млрд руб. К дисциплинарной ответственности привлечено более 63 тыс. лиц, к административной – свыше 27 тыс. лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 1380 уголовных дел.
Законопроект предлагает наделить прокурора правом обращаться в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок, совершенных юрлицами и индивидуальными предпринимателями при выполнении гособоронзаказа, а также при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд независимо от наличия в их уставном капитале доли участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования, и применении последствий их недействительности, а также о возмещении причиненного ущерба.
В этих целях в ч. 1 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусматривается право прокурора на обращение в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Читайте также: «Прокуратура сможет обращаться с исками о расторжении оборонных контрактов».