Прокуратура получит право оспаривать в судах заключенные контракты по исполнению гособоронзаказа между заказчиками и их исполнителями, а также между головными исполнителями и субподрядчиками, сообщают «Ведомости». Это право она получит и в отношении контрактов по поставкам для государственных и муниципальных нужд вообще. Это станет возможно после одобрения разработанных Минюстом России поправок в Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Законопроект одобрен на правительственной комиссии по законопроектной деятельности, согласован с Минобороны России и другими ведомствами.
В пояснительной записке к проекту говорится, что, хотя для контроля правильного расходования выделяемых на гособоронзаказ средств приняты различные меры, их недостаточно. Так, банки должны следить за тем, чтобы средства гособоронзаказа проходили только по специальным счетам, однако они не могут прервать выполнение контрактов с фирмами, «не ведущими реальной хозяйственной деятельности».
При этом возложенные на прокуратуру функции контроля за эффективностью выполнения заданий гособоронзаказа она выполняет успешно, говорится в документе. Так, за 2018–2019 гг. по материалам прокурорских проверок в оборонно-промышленном комплексе было возбуждено 939 уголовных дел, общая сумма ущерба государству по этим делам после предъявления обвинений составила 17,5 млрд руб.
Правда, фактически в ходе следствия удалось возместить лишь 4 млрд руб. ущерба, а еще 1,5 млрд руб. взыскано по искам прокуроров в судах общей юрисдикции. Наделение прокуроров возможностью оспаривать в судах контракты позволит улучшить эту статистику. Что же касается контрактов по поставкам для государственных и муниципальных нужд, то здесь по материалам прокуроров возбуждено еще больше уголовных дел – 1380, но исков ими было предъявлено лишь на 2 млрд руб.