Результаты интеллектуальной деятельности могут быть использованы не только в целях инновационного развития, но и для монополизации товарных рынков и ограничения конкуренции. Многие государства положительно определились с вопросом применения антимонопольного законодательства к действиям и соглашениям, связанным с осуществлением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если такие права используются для ограничения конкуренции (США, Европейский союз, Япония и др.).
Возможность ограничения исключительных прав в целях защиты конкуренции предусмотрена нормами международного права. Так, ст. 40 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS) предоставляет государствам право самостоятельно закреплять в национальном законодательстве виды лицензионной практики, которые способны выразиться в злоупотреблениях правами на результаты интеллектуальной деятельности и оказывать неблагоприятное воздействие на конкуренцию на соответствующем товарном рынке.
В развитие указанных положений ст. 10 Гражданского кодекса РФ запрещает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением. Вместе с тем реализация этого запрета в антимонопольном законодательстве заблокирована положениями ч. 4 ст. 10 и ч. 9 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
Практика антимонопольных органов свидетельствует о возрастающей доле фактов, в рамках которых действия правообладателей рассматриваются как имеющие признаки ограничения конкуренции, но не могут быть предупреждены или пресечены нормами российского антимонопольного законодательства ввиду прямых исключений.
Например, доминирующий субъект, обладающий исключительными правами, может:
Крупнейшие ИТ-компании не ограничены в размерах комиссии, взимаемой с разработчиков программ через свои платформы и операционные системы. При этом такие платформы и ОС обладают признаками доминирующего положения.
Законопроект, разработанный ФАС России, направлен на обеспечение защиты конкуренции на товарных рынках РФ и интересов потребителей в случаях злоупотребления правообладателями своими исключительными правами. Тезис СМИ о том, что сфера применения закона будет ограничиваться лекарственными средствами и интернет-платформами, неверен.
Законопроектом предлагается:
Перечень действий, включаемых в проектируемый запрет, определен исходя из конкретных практик злоупотребления интеллектуальными правами, сформированными в российской и зарубежной практике.
Предлагается также установить, что в случаях выявления признаков таких нарушений обязательным этапом принятия мер антимонопольного реагирования должна быть выдача предупреждения.
«Принятие законопроекта будет иметь положительные социально-экономические последствия, поскольку он направлен на повышение уровня защищенности интересов потребителей от монополистической деятельности в форме злоупотребления правами на результаты интеллектуальной деятельности, но в то же время не снижает уровень правовых гарантий интеллектуальных прав, осуществляемых в пределах, определенных гражданским законодательством», – отметил заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский.
Читайте также: