Сегодня регионы определяют лишь предельный размер тарифа, по которому обязаны работать операторы, ориентируясь на методику ФСТ России 2012 г. Этим пользуются недобросовестные операторы ТО, пояснил директор Департамента госполитики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России Александр Вдовин: не проводя ТО, они оформляют диагностические карты по цене ниже самоокупаемости процедуры, «выдавливая» с рынка добросовестных игроков. Региональные власти будут следить за соблюдением пороговых значений цены, говорится в проекте.
Доработка закона ведется Минэкономразвития России в связи с подготовкой масштабной реформы ТО, которая стартует с 1 марта 2021 г.: ужесточаются требования к операторам; вводится фотографирование машин; диагностические карты станут электронными. Цель нововведений – исключить практику торговли диагностическими картами вместе с полисами ОСАГО.
Законопроект также уточняет периодичность ТО. По текущим правилам (действуют с апреля), владельцы новых авто, мотоциклов приезжают на первое ТО через четыре года, машины старше четырех лет – раз в два года, старше 10 лет – раз в год. Грузовики с максимальной массой от 3,5 т, автомобили со спецсигналами, а также учебные машины автошкол проверяются раз в год, но если машина старше пяти лет – раз в полгода. Для последней категории ТС установят годовую периодичность проверок независимо от возраста, это делается «для сокращения издержек владельцев ТС», пояснили в Минэкономразвития России.
Против предложения Минэкономразвития России выступили в ФАС России. «Рынок услуг по техосмотру характеризуется высокой конкуренцией, – заявили в ведомстве. – Введение минимального размера платы не соответствует основным принципам государственной политики по развитию конкуренции, утвержденным Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618. Такого рода изменения вводят дополнительные обязательные требования и, соответственно, административную нагрузку для операторов». В ФАС России рассказали, что уже работают над проектом новой методики, по которой будут рассчитываться тарифы в марте 2021 г.: предложения уже собраны, вырабатываются «экономически обоснованные подходы». Проект документа в ближайшее время представят на отдельном совещании. В будущем же, отметили в ведомстве, планируется вообще отказаться от верхнего предела цены на ТО в пользу «рыночного механизма, который должен способствовать улучшению качества предоставления услуг, росту числа операторов и удовлетворению потребительского спроса».