О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

ФАС России: долю госучастия на финансовом рынке необходимо снизить
25 сентября 2020 г.

«АртТоргСтрой» оштрафован на 2,4 млн руб. за участие в сговоре
25 сентября 2020 г.

Арбитраж: «ЭкоСтройРесурс» злоупотребил доминирующим положением на рынке обращения с ТКО в Самарской области
25 сентября 2020 г.

ФАС России выпустила разъяснения рекламного законодательства
24 сентября 2020 г.

В Архангельской области выявлены нарушения тарифного законодательства в теплоснабжении
24 сентября 2020 г.

Поставщик медуслуг Spire Healthcare оштрафован на 1,2 млн фунтов стерлингов за незаконное соглашение о фиксации цен
24 сентября 2020 г.

«Гипротрубопровод» нарушил Закон № 223-ФЗ
24 сентября 2020 г.

Арбитраж подтвердил законность выданного «Мосэнергосбыту» антимонопольного предупреждения
24 сентября 2020 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19533
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16192
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16168
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 36178
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 18514
 Обзоры

 Анонcы

6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».
Полный текст



Главная /  Новости /  Подготовлена новая версия пятого...
Подготовлена новая версия пятого антимонопольного пакета

ФАС России предложила внести изменения в КоАП РФ, согласно которым компанию, оштрафованную за нарушение антимонопольного законодательства и получившую соответствующее предписание (прекратить нарушения антимонопольного законодательства, правил недискриминационного доступа к товарам, услугам или работам, а также восстановить конкуренцию), но не выполнившую его, можно будет оштрафовать еще раз на сумму в два раза больше первого штрафа. Сумма нового штрафа не может быть меньше 100 тыс. руб. и больше одной пятидесятой от выручки компании-нарушителя за год, предшествующий нарушению. Об этом стало известно РБК.

Соответствующая инициатива содержится в новой версии пятого антимонопольного пакета, цель которого – борьба с цифровыми монополиями, владельцами крупных инфраструктурных и интернет-платформ, если они доминируют на рынке.

ФАС России представила первый вариант пятого антимонопольного пакета в марте 2018 г., в августе того же года появилась уточненная версия, но ее не поддержало Минэкономразвития России. Нынешнюю версию пакета ФАС России отправила на согласование в профильные ведомства и нескольким профильным ассоциациям.

Сейчас максимальный размер штрафа за нарушения, связанные с предписаниями ФАС России, составляет 500 тыс. руб. Но, как говорится в пояснительной записке к документу, это не обеспечивает исполнения предписаний.

Еще одна мера, которая должна заставить нарушителей выполнять предписания, заключается в том, что ФАС России просит дать ей право через суд разрешать использовать на территории России объекты охраны промышленной собственности (защищенные патентами изобретения, полезные модели и промышленные образцы), если владельцы прав не выполнили антимонопольные требования. Второй механизм – также через суд запрещать нарушителям продавать на территории страны товары, произведенные с использованием объектов охраны промышленной собственности.

Ранее ФАС России предлагала по решению суда лишать прав владельцев любой интеллектуальной собственности, то есть авторов произведений науки, литературы, компьютерных программ, владельцев товарных знаков, если они нарушили предписания ведомства. Но это предложение вызывало критику экспертов.

В новой версии пятого антимонопольного пакета скорректировано значение термина «сетевой эффект» – зависимость потребительской ценности товара от количества потребителей. Сетевые эффекты должны учитываться ФАС России при анализе конкуренции на том или ином рынке, где сделки между продавцом и покупателем совершаются с помощью ПО в Интернете.

Служба предлагает ввести ограничения для владельцев такого софта, если сетевой эффект от их использования «дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара», а также если владелец ПО занимает более 35% на рынке подобных услуг и его выручка от этой деятельности превышает 400 млн руб. в год.

В предыдущей версии ФАС России предлагала оперировать понятием «цифровая платформа» – инфраструктура для обеспечения взаимодействия продавцов и покупателей. Но Минэкономразвития России назвало такое определение слишком общим: под него могли попасть любые площадки в Интернете (электронная биржа, сайт компании-агрегатора, интернет-магазина, туристических, страховых и других компаний).

Также вводится институт экспертов, мнение которых ФАС России намерена учитывать при рассмотрении ходатайств и антимонопольных дел: они должны быть аттестованы Правительством РФ и будут назначаться по просьбе заявителей или по инициативе службы. За дачу заведомо ложных сведений для них будет предусмотрена ответственность. Услуги эксперта могут оплачиваться за счет заявителя либо оказываться на безвозмездной основе.

Положения новой версии пятого антимонопольного пакета уже вызвали критику со стороны Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий, Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» и некоммерческого партнерства «Руссофт», которые объединяют более 300 ведущих отечественных ИТ-компаний, а также Ассоциации поставщиков программных продуктов. Главы этих организаций в совместном письме руководителю ФАС России Игорю Артемьеву, министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максуту Шадаеву и министру экономического развития Максиму Решетникову просят отказаться от термина «сетевой эффект», положений, касающихся аттестации экспертов, и ряда других.

Авторы письма настаивают: практика последних лет показала, что число пользователей может вести к возникновению ограниченной рыночной власти в отдельных случаях только у владельцев маркетплейсов. А, например, в отношении агрегаторов «даже очень большое число пользователей невозможно конвертировать в рыночную власть», так как клиенты могут легко перейти к другому поставщику. Кроме того, авторы письма предположили, что ФАС России будет сложно воздействовать на глобальных игроков, поэтому положение будет распространяться лишь на российские компании.

Указанная в проекте ФАС России необходимость аттестации экспертов в порядке, установленном Правительством РФ, ограничит их круг. «Эта инициатива может расцениваться и как попытка создания закрытого пула подконтрольных ведомству экспертов», – указали авторы.

Наконец, они просят уточнить законопроект так, чтобы запрет на монополистическую деятельность для владельцев программ в Интернете, которые используются для заключения сделок между продавцами и покупателями, распространялся только на пользователей этих программ, но не на правообладателей софта, лицензиаров или иных лиц.

Начальник правового управления ФАС России Артем Молчанов сообщил, что ведомство активно сотрудничает со всеми участниками рынка при подготовке законопроекта, в том числе с указанными ассоциациями: «За время подготовки законопроекта неоднократно проводились встречи и совещания, на которых участники рынка в целом поддерживали законопроект. Позиции указанных ассоциаций также известны и будут приняты во внимание».
15 сентября 2020 г.





№ 3, 2020 (май-июнь)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?

  
  
  
  
  
      





 



При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.