«Почему Федеральная антимонопольная служба занимается вопросом иностранных инвестиций? Во-первых, процедура рассмотрения сделок экономической концентрации, сделок слияний и поглощений, которыми ФАС занимается уже почти 30 лет, отработана и понятна. Законы о защите конкуренции и иностранных инвестициях (№ 57-ФЗ) в части процесса согласования сделок очень похожи. Несмотря на разные цели законов, этот опыт очень помогает нам в работе. Второй важный фактор – это принцип „одного окна“, когда иностранные инвесторы не должны бегать по разным инстанциям и могут обратиться в один орган. Такая интернализация возможных взаимодействий между разными лицами, принимающими решения, существенно экономит время и усилия тех, кто к нам обращается», – начал свое выступление Андрей Цыганов.
Он подчеркнул, что рассмотрением ходатайств в соответствии с Законом № 57-ФЗ занимается исключительно центральный аппарат ФАС России: «Это вполне оправданно, так как позволяет проводить единую методологию и избегать возможных ошибок».
Замглавы ФАС России подробнее остановился на механизмах контроля иностранных инвестиций в стратегические хозяйственные общества. Он сообщил, что Законом об иностранных инвестициях установлены ограничения для иностранных инвесторов, последствия и санкции за несоблюдение его требований, а также детально описана процедура принятия решений: «Запрет только один – он касается того, что иностранное государство или государственная иностранная компания не вправе установить контроль над российским стратегическим обществом, также не вправе совершить сделку те инвесторы, кто не раскрывает своих бенефициаров и владельцев. В то же время частные иностранные инвесторы вправе приобретать стратегические активы, получив для этого согласие Правительственной комиссии в тех случаях, когда это установлено законом».
Андрей Цыганов обратил внимание на порядок работы Правкомиссии. «Органом, который принимает решение, является Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Сейчас в Российской Федерации сформировано новое Правительство, и Правкомиссия будет сформирована в новом составе. Проект распоряжения о составе комиссии уже готов и в ближайшие дни будет внесен в Правительство. Надеемся, что уже в марте, если председатель Правкомиссии сочтет необходимым, может пройти ее следующее заседание», – сообщил замглавы ФАС России.
Он также представил процедуру рассмотрения ФАС России ходатайств заявителей и сообщил о результатах рассмотрения ходатайств, поступивших в ФАС России с 2008 г. по настоящее время. Так, за 11 лет в соответствии с требованиями Закона № 57-ФЗ в ФАС России поступило 621 ходатайство. Из них 282 ходатайства рассмотрела Правкомиссия, 265 ходатайств возвращены заявителям как не требующие предварительного согласования, еще 63 ходатайства заявители отозвали из-за отказа от намерения осуществить планируемую сделку, 11 ходатайств находятся в процессе рассмотрения.
«Деятельность ФАС России и Правительственной комиссии по иностранным инвестициям носит штучный характер. За 11 с лишним лет применения Закона об иностранных инвестициях на заседаниях Правкомиссии рассмотрено всего 282 дела. И 23 запрета за 12 лет – это хороший показатель. Показатель, который еще раз говорит о том, что мы дружелюбно настроены по отношению к иностранным инвесторам. Более того, я могу с уверенностью сказать, что мысли о том, чтобы ужесточить порядок осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны и безопасности страны, несмотря на санкции и разные политические события, нет», – заверил Андрей Цыганов.
«Кроме того, если посмотреть на динамику изменений законодательства, то многие помнят, как в 2017 году появился абсолютный запрет для офшорных компаний участвовать в приватизации и приобретении российских стратегов. Нам удалось внести изменения в законодательство, которые полностью поменяли конструкцию и заменили принцип территориальной принадлежности инвестора на принцип прозрачности. То есть, если ты раскрываешь информацию о своих акционерах, бенефициарах, то можешь совершать сделки в установленном законом порядке, – продолжил он. – Также в законодательство об иностранных инвестициях была внесена поправка, которая предполагает право председателя Правкомиссии выносить на ее рассмотрение и предварительное согласование любую сделку, которая совершается иностранным инвестором в отношении российского хозяйственного общества. Понятно, что никто не собирается перегружать Правительственную комиссию рассмотрением незначительных сделок, которые связаны с тем, что иностранные инвесторы придут в нестратегические предприятия. Речь идет о той категории сделок, в которых реально возможно возникновение угрозы обороне страны и безопасности государства. На практике это право использовалось всего несколько раз. При этом актами Правительства Российской Федерации детально определена процедура подготовки и принятия решений по данной категории сделок».
Представитель ФАС России подробно остановился на сделках в сфере нефтегазовой отрасли, рассмотренных Правительственной комиссией, а также представил статистические данные об иностранных инвестициях в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых.
В завершение своего выступления замглавы ФАС России сообщил о планируемом выпуске второго дополненного издания комментария к Закону об иностранных инвестициях: «Мы подготовили совместно с Ассоциацией антимонопольных экспертов развернутый комментарий к закону в прошлом году, но есть несколько недоговоренных вопросов. По ним дискуссия еще продолжается. Надеюсь, что с вашей помощью мы найдем правильное решение».
Главная цифра
315
дел об антиконкурентных соглашениях и координации экономической деятельности ФАС России возбудила в 2024 г.