О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Еврокомиссия оштрафовала гостиничную группу Meliá на 6,6 млн евро за дискриминацию клиентов
21 февраля 2020 г.

В Госдуме высказались против инициативы ФАС России о распределении прав на вылов на аукционах
21 февраля 2020 г.

Суд подтвердил участие «Ростелекома» в картеле
21 февраля 2020 г.

Апелляция: штрафы для «Райффайзенбанка» за нарушение Закона о рекламе законны
21 февраля 2020 г.

Апелляция заменила оборотный штраф минимальным для Приморского торгового порта за ограничение конкуренции на рынке буксирных услуг
21 февраля 2020 г.

Рабочая группа регуляторной гильотины по конкуренции не поддержала концепцию ФАС России по обновлению антимонопольного регулирования
21 февраля 2020 г.

Минпромторг России согласовывает с ведомствами запрет на госзакупки иностранной мебели
21 февраля 2020 г.

В Госдуму внесен законопроект о запрете взимать комиссии с граждан при оплате услуг ЖКХ
21 февраля 2020 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 18340
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 14327
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 14274
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 26211
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 17011
 Обзоры




Главная /  Новости /  На рассмотрении Правкомиссии по контролю...
На рассмотрении Правкомиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ находится 11 ходатайств

12 февраля 2020 г. заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов принял участие в семинаре, посвященном вопросам применения законодательства о стратегических инвестициях в отношении нефтегазовых проектов.

«Почему Федеральная антимонопольная служба занимается вопросом иностранных инвестиций? Во-первых, процедура рассмотрения сделок экономической концентрации, сделок слияний и поглощений, которыми ФАС занимается уже почти 30 лет, отработана и понятна. Законы о защите конкуренции и иностранных инвестициях (№ 57-ФЗ) в части процесса согласования сделок очень похожи. Несмотря на разные цели законов, этот опыт очень помогает нам в работе. Второй важный фактор – это принцип „одного окна“, когда иностранные инвесторы не должны бегать по разным инстанциям и могут обратиться в один орган. Такая интернализация возможных взаимодействий между разными лицами, принимающими решения, существенно экономит время и усилия тех, кто к нам обращается», – начал свое выступление Андрей Цыганов.

Он подчеркнул, что рассмотрением ходатайств в соответствии с Законом № 57-ФЗ занимается исключительно центральный аппарат ФАС России: «Это вполне оправданно, так как позволяет проводить единую методологию и избегать возможных ошибок».

Замглавы ФАС России подробнее остановился на механизмах контроля иностранных инвестиций в стратегические хозяйственные общества. Он сообщил, что Законом об иностранных инвестициях установлены ограничения для иностранных инвесторов, последствия и санкции за несоблюдение его требований, а также детально описана процедура принятия решений: «Запрет только один – он касается того, что иностранное государство или государственная иностранная компания не вправе установить контроль над российским стратегическим обществом, также не вправе совершить сделку те инвесторы, кто не раскрывает своих бенефициаров и владельцев. В то же время частные иностранные инвесторы вправе приобретать стратегические активы, получив для этого согласие Правительственной комиссии в тех случаях, когда это установлено законом».

Андрей Цыганов обратил внимание на порядок работы Правкомиссии. «Органом, который принимает решение, является Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Сейчас в Российской Федерации сформировано новое Правительство, и Правкомиссия будет сформирована в новом составе. Проект распоряжения о составе комиссии уже готов и в ближайшие дни будет внесен в Правительство. Надеемся, что уже в марте, если председатель Правкомиссии сочтет необходимым, может пройти ее следующее заседание», – сообщил замглавы ФАС России.

Он также представил процедуру рассмотрения ФАС России ходатайств заявителей и сообщил о результатах рассмотрения ходатайств, поступивших в ФАС России с 2008 г. по настоящее время. Так, за 11 лет в соответствии с требованиями Закона № 57-ФЗ в ФАС России поступило 621 ходатайство. Из них 282 ходатайства рассмотрела Правкомиссия, 265 ходатайств возвращены заявителям как не требующие предварительного согласования, еще 63 ходатайства заявители отозвали из-за отказа от намерения осуществить планируемую сделку, 11 ходатайств находятся в процессе рассмотрения.

«Деятельность ФАС России и Правительственной комиссии по иностранным инвестициям носит штучный характер. За 11 с лишним лет применения Закона об иностранных инвестициях на заседаниях Правкомиссии рассмотрено всего 282 дела. И 23 запрета за 12 лет – это хороший показатель. Показатель, который еще раз говорит о том, что мы дружелюбно настроены по отношению к иностранным инвесторам. Более того, я могу с уверенностью сказать, что мысли о том, чтобы ужесточить порядок осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны и безопасности страны, несмотря на санкции и разные политические события, нет», – заверил Андрей Цыганов.

«Кроме того, если посмотреть на динамику изменений законодательства, то многие помнят, как в 2017 году появился абсолютный запрет для офшорных компаний участвовать в приватизации и приобретении российских стратегов. Нам удалось внести изменения в законодательство, которые полностью поменяли конструкцию и заменили принцип территориальной принадлежности инвестора на принцип прозрачности. То есть, если ты раскрываешь информацию о своих акционерах, бенефициарах, то можешь совершать сделки в установленном законом порядке, – продолжил он. – Также в законодательство об иностранных инвестициях была внесена поправка, которая предполагает право председателя Правкомиссии выносить на ее рассмотрение и предварительное согласование любую сделку, которая совершается иностранным инвестором в отношении российского хозяйственного общества. Понятно, что никто не собирается перегружать Правительственную комиссию рассмотрением незначительных сделок, которые связаны с тем, что иностранные инвесторы придут в нестратегические предприятия. Речь идет о той категории сделок, в которых реально возможно возникновение угрозы обороне страны и безопасности государства. На практике это право использовалось всего несколько раз. При этом актами Правительства Российской Федерации детально определена процедура подготовки и принятия решений по данной категории сделок».

Представитель ФАС России подробно остановился на сделках в сфере нефтегазовой отрасли, рассмотренных Правительственной комиссией, а также представил статистические данные об иностранных инвестициях в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых.

В завершение своего выступления замглавы ФАС России сообщил о планируемом выпуске второго дополненного издания комментария к Закону об иностранных инвестициях: «Мы подготовили совместно с Ассоциацией антимонопольных экспертов развернутый комментарий к закону в прошлом году, но есть несколько недоговоренных вопросов. По ним дискуссия еще продолжается. Надеюсь, что с вашей помощью мы найдем правильное решение».

ФАС России



13 февраля 2020 г.





№ 6, 2019 (ноябрь-декабрь)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?