Вторник, 6 июня 2023 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Новости /  Бизнес просит смягчить антикартельный пакет...
Бизнес просит смягчить антикартельный пакет законопроектов
Российский союз промышленников и предпринимателей и «Деловая Россия» направили в Госдуму замечания к пакету правительственных антикартельных законопроектов, передает РБК. В письмах подчеркивается, что принятие подготовленного ФАС России пакета в текущей редакции «может привести к увеличению давления на бизнес, нарушению законных прав и интересов предпринимателей и коррупционным злоупотреблениям».

Обращение РСПП, подписанное президентом союза Александром Шохиным, адресовано главе думского Комитета по госстроительству и законодательству Павлу Крашенинникову. Письмо «Деловой России» подписал сопредседатель организации Антон Данилов-Данильян, оно направлено спикеру нижней палаты Вячеславу Володину.

Как отмечает РСПП, предусмотренное законопроектами существенное ужесточение уголовной и административной ответственности, упрощение порядка доказывания правонарушений, недостаточная определенность в отношении условий применения ответственности могут быть использованы для необоснованного уголовного преследования предпринимателей и административного наказания компаний, их должностных лиц и собственников.

По словам Данилова-Данильяна, бизнес надеется, что Госдума проведет слушания по антикартельному пакету или выслушает мнение предпринимателей на заседании комитетов. «Мы готовы через депутатов внести это все в виде соответствующих поправок, но по правилам мы сначала просто информируем об озабоченности», – сказал он.

Подробнее о положениях законопроектов мы писали здесь.

РСПП предлагает отказаться от создания реестра участников ограничивающих конкуренцию соглашений и включать их участников в существующий реестр недобросовестных поставщиков, сократив срок их нахождения в этом списке.

Наделение ФАС России правом при проведении проверок требовать передачи персональных данных и сведений об абонентских услугах связи РСПП считает неправомерным. Это может привести «к коллизии с отраслевым законодательством, а также прямым противоречиям с положениями законов о персональных данных и о связи.

Промышленники и предприниматели предлагают исключить из поправок право ФАС России производить изъятие документов. Это, по их мнению, необоснованно расширяет полномочия антимонопольного органа и может привести к злоупотреблениям и коррупции.

Союз также не поддерживает передачу ФАС России результатов оперативно-разыскных мероприятий, так как они могут содержать личную переписку, сообщения и содержание телефонных разговоров. Их передача означает ограничение гарантированного Конституцией РФ права на неприкосновенность частной жизни, утверждают представители бизнес-сообщества.

«Деловая Россия» согласна с установлением наказания в виде пяти лет лишения свободы за сговор на торгах, так как «именно запрещенные договоренности на государственных торгах наносят ущерб государственному бюджету и срывают выполнение национальных проектов». Однако соглашения между конкурентами на товарном рынке далеко не всегда ограничивают конкуренцию, подчеркивает организация в своем письме.

РССП, в свою очередь, приводит классический пример картеля без ограничения конкуренции: одна компания просит другую подать заявку на участие в торгах, чтобы торги вообще состоялись. При этом компания, изначально не намеренная участвовать, не снижает цену – в результате торги выигрывает первая с минимальным снижением цены. По мнению РСПП, в подобном случае вред конкуренции отсутствует, так как у второй компании изначально не было намерения подавать заявку и между участниками не было конкуренции.

РСПП также ссылается на статистику ФАС России, согласно которой 90% картелей заключается именно на торгах. Значит, большинство уголовных дел будет все равно возбуждаться по соответствующей части ст. 178 УК РФ, предполагающей наказание в виде пяти лет лишения свободы. Поэтому ужесточать наказание по ч. 1 ст. 178 УК РФ за картельный сговор с трех до четырех лет избыточно, уверены в РСПП.

Организация призывает отказаться и от такого квалифицированного состава, как совершение преступления в составе организованной группы (наказание – до шести лет лишения свободы). РСПП аргументирует это тем, что сговор в любом случае не может быть односторонним, а наличие устойчивых связей между его участниками легко может быть установлено в любых предпринимательских отношениях.

ФАС России готова по результатам рассмотрения проекта законов в профильном комитете Госдумы, а также с учетом поступивших замечаний и предложений провести работу по подготовке поправок к законопроектам, в том числе обсудить их с бизнесом. По некоторым претензиям РСПП и «Деловой России» начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев дал развернутые пояснения:

  • введение реестра участников ограничивающих конкуренцию соглашений – это дополнительная мера по профилактике антиконкурентных соглашений: компании в него будут включаться только после вступления в силу решений арбитражных судов;
  • отказ от расширения полномочий ФАС России в части доступа к персональным данным и сведениям об абонентских услугах «в условиях цифровизации системы торгов и других сфер экономической жизни, использования специального программного обеспечения участниками незаконных сговоров может привести к полной утрате эффективного антимонопольного контроля» в этой сфере;
  • что касается права изымать документы, то антимонопольщики зачастую сталкиваются с активным противодействием при проведении внеплановых выездных проверок, с сокрытием и уничтожением информации. Если законопроект будет принят, выемка документов сможет проводиться только в ходе внезапных проверок и только в отношении документов и предметов юридических лиц;
  • законопроект предусматривает право, а не обязанность правоохранительных органов передавать результаты своих оперативно-разыскных мероприятий в ФАС России. Такая передача возможна только по делам об уголовно наказуемых картелях, а не все картели уголовно наказуемы;
  • документ предполагает существенное увеличение порога по доходу и ущербу, что снижает вероятность привлечения к уголовной ответственности участников малых и средних картелей. В данном случае ужесточение санкций носит превентивный характер, указал Тенишев.

Читайте также:

21 января 2020 г.

Цифра недели

1-е чтение

прошел законопроект об индексации порогов ущерба и преступного дохода по некоторым экономическим преступлениям, включая ограничение конкуренции

Опрос
Предлагаемые в пятом антимонопольном пакете меры достаточны для выявления и пресечения антиконкурентных практик цифровых платформ?