Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Новости зарубежного M&A
29 сентября 2022 г.
Новости зарубежного M&A
29 сентября 2022 г.
6–7 октября 2022 г. в Алматы пройдет VIII Евразийский антимонопольный форум. Организаторы – Агентство Республики Казахстан по защите и развитию конкуренции, Центр защиты конкуренции, Альянс антимонопольных экспертов и Международный центр конкурентного права и политики БРИКС.
15 ноября 2022 г. Право.ru проведет ежегодный Litigation Forum, на котором эксперты в области судебного процесса поделятся опытом и знаниями, необходимыми для эффективной работы.
Главная /  Новости /  Анатолий Голомолзин рассказал о перспективах...
Анатолий Голомолзин рассказал о перспективах проконкурентного тарифного регулирования
Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин выступил на пленарной сессии в рамках Всероссийского семинара-совещания по тарифному регулированию – 2019, где очертил контуры новой проконкурентной тарифной политики, проводимой ФАС России с начала исполнения функций тарифного регулятора.

Замглавы ФАС России рассказал, что она включает работу, направленную:

  • на поэтапное устранение перекрестного субсидирования;
  • перебалансировку тарифов с применением индикаторов рынков, сопоставимых с регулируемыми и сопряженными с ними товарными рынками;
  • отказ от принципа «затраты плюс» и через применение принципа «инфляция минус» переход к рыночным индикаторам;
  • принятие решений о введении, изменении, прекращении регулирования и контроля на основе анализа рынка;
  • «погружение в цифру» процедур принятия решений;
  • запуск долгосрочной тарифной политики (с учетом жизненного цикла инфраструктуры, перспективных изменений на рынках, устойчивого инновационного роста экономики);
  • установление роли регулятора в формировании бизнес-модели развития, проведении структурных преобразований, создании условий для инвестирования, входа новых участников рынков, повышения эффективности деятельности существующих.

Анатолий Голомолзин также напомнил, что ранее участники рынка и эксперты поддержали позицию ФАС России при выработке проконкурентной тарифной политики на перспективу до 2025 г., которая должна быть «умной, легкой, электронной, справедливой, сокращающейся, стратегической, учитывающей баланс интересов потребителей и поставщиков, триединой (обеспечивающей доходность, доступность, контроль), распределенной, учитывающей региональные особенности», и что «много из того, что предлагалось ранее, было воплощено на практике».

Анатолий Голомолзин подчеркнул важность того, что проведение тарифной политики Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 отнесено к основным направлениям государственной конкурентной политики. В Указе сделан акцент на методы сопоставимых рынков и долгосрочное тарифное регулирование.

«Совершенствуется не только методология и практика тарифообразования, решаются вопросы удешевления и ускорения технологического присоединения к сетям, начала складываться практика заключения регуляторных контрактов», – добавил он.

Замглавы антимонопольного ведомства отметил, что лучшим достижением отраслевых подразделений центрального аппарата ФАС России за 2018 г. были признаны разработка и внедрение метода предельного ценообразования при расчете регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.

Постановлением Правительства РФ от 06.08.2018 № 922 ФАС России было определено разработать и утвердить порядок расчета регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи по методу предельного ценообразования, обеспечивающему возможность получения прибыли от эффективного управления издержками, основанный на сравнении показателей эффективности деятельности операторов связи с показателями эффективности экономики. Приказом ФАС России от 05.02.2019 № 126/19 утвержден порядок расчета регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи по методу предельного ценообразования, обеспечивающему возможность получения прибыли от эффективного управления издержками.

Замглавы ФАС России отметил, что новый метод регулирования с 2019 г. был применен в отношении ПАО «Ростелеком».

«Компания получила возможность установления тарифов на уровне среднегодового изменения тарифов не выше 3,2%, что на 1,4% ниже прогнозного уровня инфляции (4,6%), самостоятельно принимая решения по корзине услуг, но исходя из непревышения изменения тарифов на каждую отдельную услугу выше уровня инфляции. После установления начальной предельной цены (базового тарифа) в последующие пять лет не требуется сложного регуляторного администрирование путем применения ежегодного контроля издержек производителя. Базовый тариф включает текущие затраты и нормативную доходность на капитал, используемый при оказании услуг связи. Оператор связи вправе повышать тарифы на уровень ИПЦ в экономике в целом за вычетом прогнозируемой величины экономии затрат (X-фактора), или „поправки на повышение эффективности“. Впервые в практике российского тарифного регулирования этот фактор был определен в рамках экономического расчета исходя из соотношения параметров повышения эффективности деятельности и оператора связи, и экономики в целом», – рассказал он.

«Метод предельного ценообразования, основанный на сравнении показателей эффективности деятельности операторов связи с показателями эффективности экономики, обеспечивает возможность получения прибыли от эффективного управления издержками. Его внедрение позволяет подчинить тарифную политику регулируемых субъектов правилам, воспроизводящим дисциплину конкурентного рынка. Этот метод (как разновидность методов сравнительного анализа эффективности деятельности субъектов естественных монополий, установленных Договором о Евразийской экономическом союзе), может быть внедрен и в других сферах деятельности и в других странах ЕАЭС, повышая эффективность регуляторной практики и гибкость деятельности регулируемых организаций. Он также является переходным этапом от гибкого тарифного регулирования к дерегулированию, в условиях, когда сокращается сфера применения регулируемых тарифов и расширяется сфера применения свободного ценообразования», – продолжил Анатолий Голомолзин.

Замглавы ФАС России отметил, что лучшие достижения методологии и практики тарифного регулирования ФАС России, в том числе в области связи, и нормативные требования, установленные соглашением об ЕАЭС, должны быть учтены в законопроектной деятельности службы. Соответственно, по его мнению, узкая формулировка в числе методов тарифного регулирования законопроекта «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» «метод сравнительного анализа (эталонных затрат)», должна быть заменена на формулировку из Соглашения об ЕАЭС «метод сравнительного анализа эффективности деятельности субъектов естественных монополий». Аналогично узкую формулировку законопроекта «установление цен (тарифов) путем установления формул расчета органом регулирования» необходимо заменить на формулировку «установление цен (тарифов), в том числе их предельных уровней, на основе утвержденной методологии (формулу) и правил их применения».

«Недопустимо расширять сферу применения законопроекта об основах тарифного регулирования на конкурентные сферы деятельности. В законопроекте „О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ и иные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу Федерального закона „О естественных монополиях“ необходимо уточнить понятие субъекта естественной монополии, основываясь на наличии (усилении) доминирующего положения хозяйствующих субъектов из сфер естественно-монопольной деятельности за счет владения объектами технологической и(или) коммерческой инфраструктуры, сделать Реестр субъектов естественных монополий не информационным, а влекущим правовые последствия, вернуть в перечень сфер естественных монополий услуги общедоступной почтовой связи», – заключил Анатолий Голомолзин.

ФАС России

О других выступлениях в рамках Всероссийского семинара-совещания по тарифному регулированию – 2019 читайте здесь, а также в следующих публикациях:

16 октября 2019 г.
Опрос
Предлагаемые в пятом антимонопольном пакете меры достаточны для выявления и пресечения антиконкурентных практик цифровых платформ?