На сегодняшний день в рамках реализации Нацплана по развитию конкуренции (утв. Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции») удалось добиться присутствия практически во всех отраслях экономики минимум трех хозсубъектов, не менее один из которых относится к частному бизнесу (за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса).
По итогам 2018 г. количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления сократилось на 14% – до 3725 нарушений по сравнению с данными за 2017 г.
По предварительным данным Минфина России, доля контрактов в стоимостном выражении, заключенных в рамках Закона № 44-ФЗ с субъектами МСП и социально ориентированными НКО в 2018 г. составила 29,7% (при целевом показателе к 2020 г. – 31%), что соответствует 2 трлн руб. В прошлом году эта цифра составляла 974,5 млрд руб. – 15,4%.
Доля закупок в стоимостном выражении в рамках Закона № 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства составила 2 трлн руб., или 12% (при целевом показателе к 2020 г. – 18%) – 2 трлн руб.
В соответствии с мероприятиями Нацплана утверждены правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах (Постановление Правительства РФ от 20.10.2017 № 1285), на товарный рынок услуг общедоступной почтовой связи (Постановление Правительства РФ от 22.12.2018 № 1640), вступили в силу поправки в Закон № 223-ФЗ, установившие исчерпывающий перечень способов закупок услуг у субъектов МСП, а также формат проведения закупки и требования к описанию закупаемых объектов.
Распоряжением Правительства РФ от 18.10.2018 № 2258-р утверждены Методические рекомендации по созданию и организации госорганами системы антимонопольного комплаенса. На сегодняшний день систему предупреждения рисков нарушения антимонопольного законодательства внедрили в своей работе 13 федеральных органов исполнительной власти.
Приказом Минтруда Россииот 09.10.2018 № 625н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в сфере конкурентного права», а в номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, Приказом Минобрнауки России включена специальность «Конкурентное право».
Сегодня на рассмотрении в Правительстве РФ находятся законопроекты о реформировании естественных монополий, об основах госрегулирования цен (тарифов), о принудительном лицензировании и антимонопольном комплаенсе. Подготовлен и прошел первое чтение в Госдуме законопроект о реорганизации унитарных предприятий.
В рамках исполнения перечня поручений, данных по итогам Госсовета, все субъекты РФ разработали и согласовали с ФАС России ключевые показатели развития конкуренции в отраслях региональной экономики, достижение которых планируется к 2022 г. (Перечень поручений Президента РФ от 15.05.2018 № Пр-817ГС по итогам заседания Госсовета 5 апреля 2018 г.).
Ведется разработка «дорожных карт» по содействию развитию конкуренции, включающих системные мероприятия, нацеленные на совершенствование конкурентной среды в регионе, а также мероприятия по достижению установленных регионом ключевых показателей.
В целях реализации указанных задач ФАС России разработала методику расчета ключевых показателей (Приказ ФАС России от 29.08.2018 № 1232/18).
Региональные органы исполнительной власти завершают работу по внедрению системы антимонопольного комплаенса.