«2017–2018 годы были интересны тем, что инструменты и механизмы антимонопольного реагирования, полученные некоторые время назад, прошли апробацию со стороны судебных инстанций», – сообщил он.
Представитель ведомства отметил, что все решения и действия, предпринимаемые службой, учитывают Национальный план развития конкуренции, утвержденный Указом Президента РФ, и перечень поручений по итогам проведения Госсовета, состоявшегося 5 апреля 2018 г. Это означает, что поддержка конкуренции и малого бизнеса в экономических процессах является приоритетным для всех уровней власти.
Затем он рассказал о механизмах, направленных на повышение эффективности деятельности службы: внедрение «иммунитетов» для малого предпринимательства, проведение анализа рынка в каждом деле, состязательность при рассмотрении антимонопольного разбирательства, расширение института предупреждения и предостережения, внутриведомственная апелляция и разъяснения Президиума ФАС России.
«К чему это привело? Количество отмененных судами решений ведомства составило 11,2%. Целевой показатель для ФАС на будущий период – 10%. Для этого необходимо дальнейшее повышение эффективности всех инструментов. Но стоит обратить внимание и на другой показатель – снизилось количество обжалуемых решений – 48,8%, в предыдущие годы он равнялся 65%», – подчеркнул Артем Молчанов.
В качестве ключевых примеров он выделил некоторые дела, имеющие значение для правоприменительной практики.
Первое дело касается отмены цены на препарат, включенный в перечень жизненно необходимые и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Медицинская компания представила недостоверные сведения во время регистрации лекарственного средства. Хозсубъект не представил информацию о ценах на препарат в референтных странах – Австрии, Чехии и Швейцарии, отпускные цены в которых были значительно ниже заявленных для регистрации в России. Например, если в Швейцарии цена на препарат была зарегистрирована в размере 70,76 руб., в Австрии – 91,68 руб., то в России фармкомпания заявила на регистрацию 611,83 руб.
Еще одно дело касалось лицензионных требований медицинских организаций. Дело ФАС России, а затем и судебные разбирательства показали, что в России отсутствует единая система лицензионных требований. Органы госвласти по своему усмотрению предъявляют незаконные требования к хозяйствующим субъектам, которые хотели бы получить лицензию на ту или иную медицинскую деятельность, что в конечном итоге приводит к ограничению конкуренции.
Следующее дело касалось установления тарифов и учета в них затрат хозсубъекта. Как отметил Артем Молчанов, законодательство по установлению тарифов не должно быть основано исключительно на ежегодном их повышении. Регулируемая организация просила возместить в тарифе затраты на оплату работ сторонних организаций. Антимонопольная служба отказала естественной монополии, так как законодательством не предусмотрена такая обязанность.
В заключительной части своего доклада Артем Молчанов поднял тему реформы системы естественных монополий. «Ее необходимо реализовать в кратчайшие сроки, и ФАС к этому готова», – сказал представитель ФАС России.
Подробнее об итогах конференции читайте здесь.