27 февраля 2015 года в Красноярске в рамках XII Красноярского экономического форума состоялся круглый стол «Взаимодействие с азиатскими инвесторами: юридические и налоговые вопросы».
Экспертная поддержка – юридическая компания «Пепеляев Групп».
Среди участников:
Елена Безденежных, заместитель генерального директора, руководитель блока корпоративных, имущественных и правовых вопросов ГМК «Норильский никель»;
Виталий Коваленко, региональный директор Восточно - Сибирский филиала «РОСБАНК»;
Егор Лысенко, руководитель сибирского отделения «Пепеляев Групп»;
Сергей Некрасов, первый вице-президент ОАО «Газпромбанк»;
Чон Но Чун, руководитель Korean Desk «Пепеляев Групп»;
Ирина Бушуева, начальник юридического отдела Центрально - Сибирской ТПП, медиатор Центра медиации ЮИ СФУ;
Михаил Степанов, начальник отдела развития бизнеса ОАО «Центр кластерного развития «Якутия».
Модератор - Сергей Пепеляев, управляющий партнер «Пепеляев Групп».
Участники дискуссии обсудили развитие инвестиционных возможностей российского рынка через привлечение азиатских инвесторов и особенности делового взаимодействия с азиатскими партнерами.
По мнению участников, существует ряд проблем, затрудняющих приток азиатских инвестиций в Россию:
Отсутствие прямого кредитования азиатскими банками проектов в России. Их участие в кредитовании происходит через крупные европейские банки (синдицированные кредиты), что ведет к удорожанию кредитов для российских проектов.
Неготовность азиатских инвесторов структурировать сделки по английскому или российскому праву. Азиатские инвесторы, как правило, настаивают на применении права их стран (чаще всего - Hong Kong law), что рискованно для российских партнеров.
Отсутствие информированности азиатских инвесторов об условиях ведения бизнеса в России, существующих рисках, особенностях российского права и законодательства.
Отрицательная оценка азиатскими инвесторами стратегии привлечения инвестиций в России на этапе планирования проекта при полном отсутствии необходимой для его реализации инфраструктуры, специального законодательства и прочих условий.
Проблема недоверия азиатских инвесторов российским партнерам. Имеются сомнения в наличии реальных возможностей защиты своей собственности на территории России.
Различное понимание значимости письменных обязательств, выполнения условий договоров (для азиатских партнеров более важны договоренности первых лиц по стратегическим вопросам, а не письменное закрепление каких-либо условий).
Различия стиля ведения бизнеса и переговоров. Для азиатских инвесторов свойственны очень длительные сроки обсуждений, принятия решений, многоуровневые согласования.
Технические трудности в общении (трудности общения на английском языке, игнорирование азиатскими партнерами принятых в России средств коммуникации и выбор для общения их национальных инструментов электронной коммуникации).
По итогам обсуждения участники круглого стола сформулировали ряд выводов и предложений, направленных на улучшение взаимодействия:
Доля азиатских инвестиций в России на сегодняшний день крайне мала, однако сотрудничество в этом направлении достаточно перспективно как для России, так и для азиатских стран.
Азиатским инвесторам не хватает профессиональных посредников по вопросам культуры, права, бизнеса в России. Данную функцию могут успешно исполнять юридические консультанты, предпринимательские объединения, торгово-промышленные палаты.
Необходимо усиление информирования азиатских инвесторов о существующих возможностях в России (проведение выездных конференций, семинаров, бизнес-миссий, создание информационных интернет-порталов и содержательных буклетов, дорожных карт на языках азиатских инвесторов).
Большое значение имеет демонстрирование «историй успешных проектов». Один или несколько успешных проектов, проведенных азиатскими инвесторами в России, способны укрепить взаимное доверие и инициировать приток большего количества инвесторов.
Важную роль играет подготовительная работа органов власти. Необходимую базу для реализации инвестиционных проектов следует готовить до привлечения инвесторов: принять соответствующие нормативные акты, провести исследования, обеспечить соответствующие условия, подготовить инфраструктуру и проектную документацию.
Расширять взаимодействие необходимо не только с крупными игроками азиатского бизнеса, но и со средним и мелким бизнесом.
Механизмом для привлечения азиатских инвестиций и стимулирования создания совместных производств на территории России может стать возможность участия азиатских партнеров в российской системе государственных закупок, а также в сфере государственно-частного партнерства.
Вопросы налогообложения, в том числе налоговые льготы и иные меры государственной поддержки, не являются важнейшим фактором при принятии азиатским инвесторами решения о вложении капитала в России. Вместе с тем, предоставление существенных мер государственной поддержки может компенсировать отсутствие необходимой инфраструктуры на старте проекта.
Закон о территориях опережающего развития, а также законопроект о праве регионов по своему усмотрению уменьшать ставку налога на прибыль дают значительные преимущества и, вероятно, будут способствовать притоку азиатских инвесторов.
Необходима адаптация трудового и миграционного законодательства.