Пятница, 7 февраля 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Конференции /  Антимонопольное законодательство: практика...
Антимонопольное законодательство: практика Белоруссии

27 ноября 2014 г. в зале Коллегии ФАС России состоялась конференция «Практические вопросы применения антимонопольного законодательства Республики Беларусь».

Возможность обсудить проблемы антимонопольной политики России и Белоруссии предоставило некоммерческое партнерство «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ», специализирующееся в вопросах конкуренции. Основные направления его деятельности – формирование эффективной практики применения законодательства о защите конкуренции в сотрудничества с антимонопольными органами, а также взаимодействие по вопросам конкуренции с Евразийской комиссией.

На дискуссионной площадке собрались представители ФАС России и Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, члены НП «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ», партнеры крупных юридических компаний, компетентные в вопросах антимонопольного регулирования эксперты стран СНГ.

Руководитель секретариата Межгосударственного комитета по антимонопольной политике Азам Усманов выступил с предложением открыть дискуссионные площадки стран СНГ, посвященные практике применения антимонопольного законодательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и привлечь к обсуждению представителей различных субъектов Федерации.

Первая секция была посвящена вопросам развития антимонопольного законодательства Белоруссии. Заместитель директора Департамента ценовой политики Елена Ганакова обратила внимание на основные проблемы антимонопольной политики Республики.

С 2001 г. антимонопольным органом Белоруссии является Минэкономики, в регионах регулированием и контролем местных товарных рынков занимаются структурные подразделения облисполкомов и Минского горисполкома. Первый антимонопольный закон независимой Белоруссии был принят в 1992 г. В его основу легли законопроекты стран СНГ с учетом особенностей развития белорусской экономики. Этот закон действует до сих пор практически в неизменном виде. В соответствии с ним антимонопольный орган осуществляет следующие функции: проведение государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности; развитие конкуренции; контроль в сфере антимонопольного законодательства; выявление нарушений и контроль экономической концентрации. По словам Ганаковой, направления антимонопольной политики в конечном счете должны иметь потребительский характер и способствовать развитию товарных рынков.

Докладчица представила статистику, по которой число нарушений, допущенных государственными органами и иными организациями, в период с 2011 по 2013 г. заметно сократилось. Возможно, эта тенденция свидетельствует об эффективности механизма регулирования. Контролировать уровень антимонопольных правонарушений помогает административная ответственность: злоупотребление доминирующим положением влечет для юридических лиц штраф в размере от 500 базовых величин, для должностных лиц – от 20 базовых величин; за согласованные действия и недобросовестную конкуренцию минимальный штраф составляет 120 базовых величин.

О новеллах антимонопольного законодательства Республики Беларусь в свете нового Закона о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции, вступившего в силу 1 июля 2014 г., рассказал начальник отдела развития конкуренции на товарных рынках Департамента ценовой политики Антон Новицкий.

Интеграционные процессы в рамках ЕЭП стимулируют изучение антимонопольных законов других стран и, как следствие, внесение изменений по их гармонизации. По словам докладчика, на сегодня в вопросах антимонопольной политики флагманом для Белоруссии выступает РФ. Поэтому в Законе нет ни одного института, не претерпевшего изменений. Новацией является введение таких понятий, как «вертикальное соглашение», «государственные преференции», «дискриминационные условия». Самый важный термин – «группа лиц»: его применение, расширяющее действие Закона, – серьезный шаг для белорусского антимонопольного законодательства.

Новый Закон закрепляет изменения в определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, а также ряд расширенных принципов государственной политики по противодействию монополизации деятельности и развитию конкуренции. В частности, принцип экстерриториальности позволяет определенному кругу лиц совершать действия за пределами Белоруссии и соблюдать равенство в применении законодательства о защите конкуренции. Кроме того, теперь действие Закона в полной мере распространяется на рынки финансовых услуг.

Новицкий рассказал, что вступивший в силу Закон предусматривает ряд запретов на антиконкурентные соглашения, ограничивающие конкуренцию акты, а также на согласованность действий государственных органов и должностных лиц (введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Республике). Особо следует отметить запрет на координацию юридическими и физическими лицами экономической деятельности субъектов.

Сомодератор конференции, член НП «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ» Марат Мурадов, прокомментировав введение Закона, остановился на проблеме недискриминационного доступа, а также указал на сложность определения понятия «инновация» с нормативно-правовой точки зрения.

Тему финансовых рынков затронула начальник Управления контроля финансовых рынков ФАС России Ольга Сергеева. Она осветила вопрос применения эквайринговых услуг, ссылаясь на изучение практики европейских коллег, опыт которых подтверждает существование договоренности о конечной стоимости таких услуг. На сегодня в судебной практике нет дел о нарушении антимонопольной политики, связанных с установлением комиссий, однако проблема высокой стоимости эквайринговых услуг актуальна для России.

Заместитель директора Департамента ценовой политики Алама Уйсинулы Фазыл отметил, насколько важно поддерживать тесное взаимодействие ЕЭК с антимонопольными органами. Их сотрудничество началось в 2012 г. с момента образования ЕЭК и создания рабочих групп, а также необходимой методической и нормативно-правовой базы.

Вторая секция была посвящена практическим вопросам применения антимонопольного законодательства. С докладами выступили юристы и партнеры крупных юридических фирм.

Как отметила член НП «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ», адвокат, партнер компании «Степановский, Папакуль и партнеры»Татьяна Игнатовская, для того чтобы возникли конкурентные условия, частный сектор экономики должен претерпеть ряд изменений.

По статистике, наибольший процент ВВП в Белоруссии приходится на промышленность, наименьшую долю отраслевого среза занимают строительство и сельское хозяйство. Однако докладчица указала на существенные недостатки хозяйственных отраслей, которые могут быть исправлены посредством антимонопольного вмешательства. В сфере торговли необходимо установить порог допустимых бонусных выплат и отменить запреты на реализацию отдельных товаров. В изменениях нуждаются здравоохранение и фармацевтика, требующие контроля закупок, а также отрасль связи и телекоммуникации, где сохраняется фактическая монополия национального оператора. Установить жесткий контроль следует в области строительства: нарушения законодательства о тендерах должны расследоваться как антимонопольные. Наконец, фактическая монополия, по словам выступающей, установилась в сфере авиаперевозок: в течение долгого времени воздушным пространством в Белоруссии владеет РУП «Национальный аэропорт Минск».

В антимонопольном законодательстве Республики отсутствует понятие картелей. Его синонимичным аналогом являются концерны. В соответствии с новым Законом они представляют собой группу лиц, что, как следствие, влечет невозможность пресечения нарушений внутри концерна.

Вице-президент по правовым вопросам ООО «Пивоваренная компания «Балтика» Антон Рогачевский изложил структурный план, обеспечивающий добросовестность поведения в условиях антимонопольного регулирования. Законодательный вектор этого плана предусматривает систему стимулирования, корпоративную мотивацию и непосредственно внутреннюю мотивацию сотрудников, что должно способствовать развитию конкурентных отношений.

Антон Рогачевский указал на факторы, определяющие экономическую концентрацию. Так, большое количество брендов на российском рынке пива, отсутствие барьеров входа и снижение таможенных пошлин на импорт в связи с вступлением России в ВТО привели к тому, что показатели экономической концентрации с 2008 г. снизились более чем на 20%.

В заключение докладчик рассказал о мотивировании сотрудников с помощью регулярных обучающих семинаров. На этих мероприятиях обсуждаются проблемы соблюдения антимонопольного законодательства, внедрения регламентов работы с контрагентами. Они также предполагают регулярную проверку знаний вопросов антимонопольной политики, которая осуществляется посредством онлайн-тестирования, и включение параметров предупреждения нарушений антимонопольного законодательства в KPI сотрудников. Система комплаенса, по мнению юриста международной компании, должна быть не индульгенцией, а методом смягчения условий.

Как осуществляется антимонопольный контроль за экономической концентрацией, пояснил партнер юридической фирмы «Сорайнен» Максим Сологуб. Он подробно рассмотрел понятие экономической концентрации и проанализировал, как протекает контроль сделок, влияющих на состояние конкуренции.

О применении антимонопольного законодательства к соглашениям и согласованным действиям субъектов рассказала старший юрист юридической фирмы «Ревера Консалтинг групп» Екатерина Педо. Она обратила внимание на значимость методов контроля за монополистической деятельностью и способов проведения плановых и внеплановых проверок, основанных на анализе товарных рынков, заявлениях граждан и юридических лиц или даже на информационном поводе, сообщении в СМИ. Докладчица дала свою юридическую оценку изменениям, внесенным в новый Закон. Помимо этого, указала на важную роль юридических компаний в выявлении антимонопольных нарушений: в процессе правового due diligence, при юридическом сопровождении сделок и проведении антимонопольного комплаенса отдельных соглашений.

На конференции были рассмотрены также вопросы регулирования деятельности монополистов и злоупотреблений доминирующим положением. Начальник юридического отдела ИП «Караван» Василий Ряузов указал на опыт включения и исключения из реестра субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке Республики Беларусь, отметив, что экономический анализ рынка на данный момент является «черной дырой» антимонопольной политики.

Управляющий партнер юридической фирмы «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий» Александр Бондарь обратил внимание на тему защиты от параллельного импорта vs конкуренции, рассмотрев правовой аспект и опыт стран ЕАЭС. Представив анализ определения и правовую основу понятия параллельного импорта, выступающий остановился на практике применения принципов исчерпания прав. Он сформулировал основные цели отмены запрета на параллельный импорт, среди которых легализация такого импорта, усиление внутрибрендовой конкуренции, оптимизация деятельности, сокращение расходов, развитие неценовой конкуренции и другие аргументы в пользу введения в оборот товаров без специального разрешения правообладателя на ввоз.

Заключительный доклад Новицкого был основан на практике пресечения антимонопольными органами недобросовестной конкуренции. Как показывает статистика, 43% дел о недобросовестной конкуренции составляют действия, вызывающие смешение; 24% – действия, направленные на разрыв связей с конкурентом; 16% – действия, дискредитирующие хозяйствующий субъект; 1% – прочие действия. Как применяются меры пресечения недобросовестной конкуренции, можно продемонстрировать на примере дела о недобросовестной конкуренции на рынке мясных замороженных полуфабрикатов. В его основе лежит заявление трех хозяйствующих субъектов в отношении Общества по вопросу регистрации и использования товарного знака, ранее применявшегося на территории  Белоруссии.

Подводя итоги, модераторы и участники конференции отметили ее важную роль в укреплении межгосударственных отношений стран СНГ в рамках ЕЭП, а также усилении взаимодействия Евразийской экономической комиссии с антимонопольными органами государств – участников ЕЭП. Представители России и Белоруссии подчеркнули, насколько необходим подобный обмен опытом и обсуждение дальнейших направлений антимонопольной политики.

Ольга Тюрина,

«Конкуренция и право»


Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться
24 декабря 2014 г.

Главная цифра

315

дел об антиконкурентных соглашениях и координации экономической деятельности ФАС России возбудила в 2024 г.

Опрос
Внедрена ли в вашей компании коммерческая или другая подобная политика, позволяющая минимизировать антимонопольные риски?
Будем рады вашему участию в опросе редакции журнала «Конкуренция и право». Это займет меньше минуты.

Принять участие в опросе