О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Арбитраж поддержал ФАС России в споре о закупке системы весогабаритного контроля в Волгоградской области
14 декабря 2019 г.

Кабмин усовершенствует медицинские госзакупки
14 декабря 2019 г.

Мэрия Челябинска получила антимонопольное предупреждение из-за запрета на проезд грузовиков
14 декабря 2019 г.

Совет Федерации считает возможным постепенный переход от ценовой модели госзакупок к целевой
14 декабря 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 18028
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 13987
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 13795
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 22718
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 16454
 Обзоры




Главная /  Конференции /  Борьба с картелями: задачи-2013
Борьба с картелями: задачи-2013


Основные тенденции в борьбе с картельными сговорами были озвучены антимонопольным ведомством в рамках специальной антикартельной сессии на IX ежегодном Юридическом форуме газеты «Ведомости», который проходил 3–4 апреля 2013 г. Представители ФАС России рассказали о планах на будущее в сфере противодействия картелям.

Чем интересен был прошлый год в сфере расследования картелей?  Конечно, вступление в  силу третьего антимонопольного пакета, с принятием которого основная реформа  конкурентного законодательства в целом завершена. Кроме того, уменьшение количества дел о нарушении ст. 11, 11.1 Федерального закона «О защите конкуренции», о чем свидетельствует статистика 2012 г.  По словам Андрея Юрьевича Цариковского, связано это отнюдь не с тем, что картелей стало меньше.  Такая тенденция объясняется в первую очередь закономерным отсеиванием мелких дел. В фокусе антимонопольной службы  − более серьезные и крупные дела соответственно с бóльшими оборотными штрафами.  

Среди других достижений ведомства А.Ю. Цариковский назвал внедрение в практику работы ФАС России и МВД России процедур, обеспечивающих уголовное преследование за картели.

Было отмечено и формирование положительной судебной практики по делам о картельных сговорах. Хотя, подчеркнул заместитель руководителя ФАС России,  складывается она достаточно противоречиво. Пока не будет ряда типовых решений ВАС РФ, говорить о полностью сформировавшейся судебной практике рано. При этом ФАС России надеется на профессионализацию судейского сообщества в области конкурентного права (нисколько не умаляя профессионализм судей), поскольку эта область считается во всем мире одной из наиболее сложных и требует не только юридических, но и экономических знаний.

Наконец, был сделан акцент еще на одном направлении деятельности ФАС России, которое будет активно претворяться в жизнь и далее, − на работе по выстраиванию взаимодействия с конкурентными ведомствами других стран при расследовании международных картелей.

Подробнее о том, каких изменений ждать на законодательной ниве  и в части судебной практики в 2013 г., «Конкуренции и право» рассказал начальник Управления по борьбе с картелями Александр Юрьевич Кинёв. 

Александр Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о ближайших законотворческих планах в сфере расследования картелей.

− Рассмотрения в Государственной Думе ожидает инициированный  ФАС России законопроект, который вносит изменения в  ст. 178 УК РФ. Поправки согласованы со всеми заинтересованными ведомствами, в первую очередь с МВД России. Предлагаемые изменения позволят нам и коллегам из правоохранительных органов чаще применять освобождение от уголовной ответственности за картели.

Кроме того, предусмотрены поправки в Закон об оперативно-розыскной деятельности, которые определяют, каким образом антимонопольный орган может получать результаты ОРД в доказывании картелей. И, наконец, изменения в УПК РФ, на основании которых уголовные дела по ст. 178 УК РФ могут возбуждаться только после соответствующего решения антимонопольного ведомства.

Вот те основные три блока поправок, которые не вошли в третий антимонопольный пакет.

Антимонопольная служба неоднократно озвучивала идею подкорректировать Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. № 30 («О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»). Какие изменения предлагаются и на какой стадии они находятся?

− Наше ведомство обобщило ту судебную практику, которая складывается по делам о картелях. Она имеет, к сожалению, крайне неоднозначный характер. Порой по аналогичным делам принимаются совершенно противоположные решения.

По итогам проведенного анализа были разработаны предложения по совершенствованию судебной практики и внесению изменений в Постановление Пленума ВАС РФ № 30. Эти предложения были направлены в декабре 2012 г. в Высший Арбитражный  Суд для рассмотрения (ред. − письмо ФАС России от 18 декабря 2012 г. исх. № ИА/42674/12).

Мы обращаем внимание судей на то, что соглашения и согласованные действия – совершенно разные понятия. Также важно получить разъяснения ВАС РФ по поводу доказывания картеля на основании совокупности косвенных доказательств.  Необходимо мнение Суда и в отношении прямых доказательств. Некоторые судьи  считают, что картельное соглашение доказывает наличие подписи, печати, других реквизитов. Вместе с тем в одном из своих решений ВАС РФ указывал, что соглашение в понимании антимонопольного законодательства  – это не соглашение в понимании гражданского. 

Необходим ли, по Вашему мнению, специализированный суд по антимонопольным спорам по аналогии с Судом по интеллектуальным правам?

– Мы сторонники именно такого подхода и весьма в нем заинтересованы. Бывают ситуации, когда довольно масштабные по объему решения антимонопольного органа на 100 и более страниц, где прописаны  термины антимонопольного законодательства, дан подробный экономический анализ, попадают к судьям, у которых такого рода документы вызывают только ужас. Хотелось бы, чтобы была понятна логика наших решений и ценности, которые мы защищаем в своей деятельности.   

Подготовила Оксана Бодрягина,

журнал «Конкуренция и право»


21 июня 2013 г.



 

№ 5, 2019 (сентябрь-октябрь)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?