Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 5, 2022 г.
22 сентября 2022 г. состоялся Антимонопольный форум, организованный Ассоциацией антимонопольных экспертов и ФАС России. Среди фокус-тем – антикартельное направление, подходы к регулированию ретейла и диджитал-платформ. Главные тезисы выступлений – в нашем репортаже.
На пленарной сессии форума выступил руководитель ФАС России Максим Шаскольский. Он назвал шесть приоритетов в работе ведомства с учетом антимонопольных вызовов последнего времени:
Глава ведомства также выразил уверенность, что такая антисанкционная мера поддержки бизнеса, как уведомительный порядок совершения сделок с активами стоимостью до 2 млрд руб.1, будет продлена на 2023 г.
На сессии «Расследование антиконкурентных соглашений: текущая повестка» участники обсудили, на каких рынках сейчас сосредоточено внимание регулятора, почему бóльшая часть расследований касается сговоров на торгах и каковы пределы действия моратория на антимонопольные проверки.
«Дорожное хозяйство, строительство, фармацевтика остаются самыми картелизированными рынками», – сообщила заместитель руководителя Управления по борьбе с картелями ФАС России Клара Батанова. Однако в целом динамика возбуждения дел по картелям снижается: если в 2019 г. возбуждено 944 дела, то за первое полугодие 2022 г. – 167. В 2021 г. служба провела 169 совместных проверок с органами прокуратуры и ФСБ, было направлено 122 заявления о преступлениях, из них 69 по ст. 178 «Ограничение конкуренции» УК РФ (в этом году всего направлено 55 таких заявлений). Выступающая заметила, что процент возбужденных уголовных дел довольно низкий: за прошлый год – 61 дело (из них 17 по ст. 178 УК РФ). И только по 10 делам в суд направлено обвинительное заключение, вынесено 3 обвинительных приговора.
Начальник Правового управления ФАС России Марьяна Матяшевская ответила на вопросы о правомерности проведения антимонопольных проверок во время моратория на плановые контрольные мероприятия2. Бизнес очень интересует, вправе ли регулятор направлять в такой период запросы хозсубъектам в рамках проверки заявления о нарушении. «Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 336 не запрещает направление таких запросов», – резюмировала спикер и добавила, что, как показывает практика, зачастую они имеют превентивное значение.
Далее партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Елена Соколовская рассказала о проблеме, связанной с обеспечением доступа к материалам дела, содержащим коммерческую тайну. Обладатели такой информации, как правило, не дают согласия раскрывать ее другим сторонам по делу. И зачастую злоупотребляют своим правом, предоставляя в ФАС России сведения, которым намеренно присваивают статус коммерческой тайны. «Сложившаяся ситуация неизбежно ведет к тому, что нарушается состязательность антимонопольного процесса, ответчики лишаются доступа к ключевым материалам дела, возможности полноценно защищать свои права и представлять доказательства», – подытожила выступающая.
Марьяна Матяшевская пояснила, что Президиум ФАС России уже давал разъяснения3 по этому вопросу, но при этом согласилась, что не все моменты освещены в документе. По ее словам, именно ответчики (лица, которым вменяется нарушение) более уязвимы, поскольку не могут всесторонне оценить доказательства и доводы оппонентов и в полной мере обеспечить свою защиту. «Сейчас ФАС России работает над новыми разъяснениями, которые пояснят правила, по которым антимонопольный орган принимает или не принимает те или иные материалы и документы», – сообщила она.
В ходе сессии также уделили внимание судебной практике по картелям, которая сложилась после принятия антимонопольного Пленума ВС РФ4. Руководящий юрист антимонопольной практики юридической фирмы BIRCH LEGAL Александр Гаврилов проанализировал подходы судов к вопросу о квалификации стратегии поведения хозсубъектов: когда она признается правомерной, а когда нет. В целом регулятор и суды стараются оценивать все обстоятельства дела и взаимодействие лиц в их совокупности. По мнению эксперта, главная рефокусировка Пленума ВС РФ – отход от формального подхода и углубление в вопросы разумности и целесообразности действий участников.
Сессию «(Анти)кризисный ретейл: офлайн- и онлайн-торговля в антимонопольной повестке» модерировали партнер, руководитель антимонопольной практики адвокатского бюро BGP Litigation Ирина Акимова и партнер юридической фирмы Antitrust Advisory Александр Егорушкин. Они подчеркнули, что ретейл как главный канал доступа к товарам первым принимает на себя удары, связанные с нарушением логистических цепочек, ИТ-проблемами. И предложили обсудить, в частности, как работает саморегулирование в этой сфере и есть ли необходимость во вмешательстве государства в сектор онлайн-торговли.
Начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева объяснила иерархию подписанных недавно документов саморегулирования для онлайн-торговли: принципов взаимодействия участников цифровых рынков и стандартов по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров (далее – принципы, стандарты). Принципы – документ верхнего уровня, разработанный для всех цифровых платформ. Отдельные сферы и игроки рынка могут применить его к своей деятельности. В частности, Ассоциация компаний интернет-торговли и маркетплейсы на площадке Минпромторга России отредактировали принципы под собственные условия деятельности и получили стандарты.
«Стандарты задают практики добросовестного поведения по принципу „поступай с конкурентом и потребителем так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой“. Сам факт их принятия говорит о том, что участники рынка готовы слушать экономически зависимую сторону на переговорах. И мы оцениваем этот факт положительно. Но о том, как это работает, судить рано», – отметила Елена Заева.
Ирина Акимова поинтересовалась, достаточно ли инструментов саморегулирования или может потребоваться законодательное регулирование отрасли. Представитель ФАС России указала, что по этому вопросу служба «придерживается своей стандартной политики, что регулирование – крайняя мера, оно вводится, только если все остальные способы не работают».
Начальник Управления контроля социальной сферы, торговли и непроизводственных услуг ФАС России Надежда Шаравская отметила, что с развитием онлайн-торговли может увеличиться и количество жалоб. И если диалог между маркетплейсами и продавцами не будет выстроен оперативно, то возникнет необходимость ввести госрегулирование.
«ФАС России вопрос о переносе антимонопольного регулирования торговых сетей на маркетплейсы не прорабатывает. Надеемся, что саморегулирование позволит снизить регуляторную нагрузку на участников рынка и развивать его без серьезного государственного вмешательства», – резюмировала выступающая.
По словам Надежды Шаравской, опыт саморегулирования многих отраслей показывает, что пока оно не способно заменить госрегулирование: «Нужно концептуально пересматривать систему саморегулирования в нашей стране. Закон о саморегулируемых организациях5, с одной стороны, разрешает передавать государственные контрольно-надзорные функции саморегулируемым организациям, а с другой – не требует обязательного вступления в СРО, не вводит ответственность за несоблюдение требований».
В пример спикер привела Кодекс добросовестных практик в офлайн-торговле, который также соблюдается добровольно, а нарушения и проблемы фиксирует специальная комиссия. Эти проблемы копятся, и если их не удастся решить механизмами саморегулирования, то может вновь потребоваться изменить Закон о торговле, как это произошло в 2016 г.6
Обсуждение темы диджитал-рынков продолжилось на сессии «Цифровые экосистемы: новая реальность и вопросы антимонопольного регулирования».
Елена Заева прокомментировала первые итоги работы принципов взаимодействия участников цифровых рынков и отметила, что при оценке их эффективности служба ориентируется, в частности, на следующие критерии.
Во-первых, отсутствие значительного количества антимонопольных дел: тесное взаимодействие бизнеса, потребителей и регулятора на основе принципов позволяет разрешить потенциально конфликтные ситуации в тот момент, когда они возникают, не доводя дело до длительного судебного разбирательства.
Во-вторых, на сегодня нет дел в отношении компаний, которые присоединились к принципам. Бизнес активно имплементирует их разными способами. Так, с учетом принципов OZON опубликовал порядок ранжирования товаров и продавцов в поисковой выдаче, а компания Wildberries внесла изменения в свой договор присоединения.
Заместитель руководителя ФАС России Петр Иванов подчеркнул необходимость в нынешних условиях одновременно сохранять конкуренцию и поддерживать лидеров отечественной ИТ-отрасли. 2022 г. насыщен антимонопольными расследованиями в отношении диджитал-гигантов и задача ведомства – обеспечить конкурентные условия для развития цифровых рынков и баланс интересов тех, кто предоставляет услуги, и тех, кто ими пользуется.
Фото: Ассоциация антимонопольных экспертов
Цифра недели
14
федеральных торговых сетей получат запросы ФАС России