Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 2, 2022 г.
25 марта 2022 г. Ассоциация «Некоммерческое партнерство „Объединение Корпоративных Юристов“» провела традиционный Антимонопольный форум при поддержке ФАС России. Представители бизнеса и власти обсуждали варианты преодоления кризиса и меры регулирования в области защиты конкуренции в период санкций, условно обозначив тему мероприятия как «Мобилизационный антитраст?».
Открывая форум, президент ОКЮР Александра Нестеренко отметила важность единения профессионалов: «Сегодня мы здесь, в такое непростое время. Это уже достижение. Нам просто необходим дружеский и интеллектуальный контакт и, конечно, важно понять, как дальше действовать в сфере антимонопольного регулирования».
Статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов рассказал о контроле ценообразования в ретейле. Он подчеркнул плюсы отсутствия госрегулирования цен, поскольку жесткое управление ведет к вымыванию ассортимента, снижению качества и количества продукции, потере рынка для производителей товаров. Однако при злоупотреблении рыночным ценообразованием, уверен спикер, активное участие государства необходимо.
На мероприятии обсуждались вопросы государственного регулирования бизнеса в сфере конкуренции. По словам статс-секретаря – заместителя руководителя ФАС России Сергея Пузыревского, причины повышения цен на товарном рынке требуют глубокого анализа, поскольку связаны не только с объективными факторами, но и с индивидуальным поведением хозяйствующих субъектов.
Спикер также затронул тему параллельного импорта, отметив, что ведомство последовательно выступало за легализацию этого института в России. В текущих условиях такая мера будет способствовать увеличению количества хозяйствующих субъектов, импортирующих товар в РФ, что позволит насытить внутренний рынок оригинальными товарами, а также снизить цены на реализуемую продукцию1.
Профессор, заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС при Президенте РФ Андрей Шаститко остановился на перестройке корпоративного управления в базовых отраслях, вопросах интеллектуальной собственности при параллельном импорте, дивидендной политике и связи поведения конечных потребителей на рынке с регуляторикой.
Заместитель руководителя ФАС России Нелли Галимханова указала, что российским компаниями необходимо соблюдать принципы ответственного ценообразования с учетом спроса и предложения на внутреннем рынке: «В текущей ситуации высокой волатильности установление цен для потребителей внутреннего рынка на основании экспортных котировок может приводить к негативным последствиям». Выступающая убеждена, что надо работать со всей дистрибьюторской цепочкой и создавать прозрачные правила ценообразования и приобретения товаров.
Отметим, что уже после завершения форума, 29 марта ФАС России определила новые принципы реализации нефтегазохимической продукции, предполагающие использование российских биржевых и внебиржевых индикаторов и приоритетность поставок на внутренний рынок. А 30 марта согласовала первую торговую политику компании с отказом от нетбэка и привязки к курсам иностранных валют.
Начальник управления развития информационных систем и методологии взаимодействия с регуляторами дирекции по контролю за соблюдением правил ООО «АИМ Холдинг» Аркадий Лисин считает важным, что изменились не только внешние условия функционирования российской экономики, но и положение на внутреннем рынке: перестройка логистики, проблемы с расчетами, изменение баланса спроса и предложения. Все это скорректировало условия обращения товаров, причем в основном под влиянием нерыночных факторов. И пока нельзя спрогнозировать, когда ситуация на товарных рынках придет к равновесию.
В связи с этим существенно снижается объективность традиционных методов анализа состояния конкуренции на товарных рынках и практик ценообразования. По мнению эксперта, к действиям хозсубъектов после 24 февраля 2022 г. имеет смысл применять временный порядок такого анализа.
Аркадий Лисин отдельно подчеркнул, что сегодня «влияние решений государства на экономику многократно возросло, а степень уязвимости российского бизнеса и все источники угроз для него не могут быть полностью определены, поэтому снижение требований к качеству рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства недопустимо».
Партнер антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Елена Соколовская представила анализ европейского правоприменения по одному из наиболее актуальных вопросов – оценке экономического эффекта так называемого market foreclosure (закрытия рынка) в результате действий доминантов. Она осветила основные подходы Еврокомиссии и европейских судов при рассмотрении дел, связанных с предоставлением производителями скидок и бонусов своим контрагентам (дистрибьюторам, дилерам). Спикер отметила, что все эти практики Еврокомиссия квалифицировала именно по составу злоупотребления доминирующим положением, поскольку компании занимали доминирующее положение на соответствующих рынках.
Сегодня в России нет четкого понимания, когда такие действия допустимы, а когда влекут реальную угрозу закрытия рынка для конкурентов. А для отечественного рынка это сейчас очень актуально: уже есть прецеденты, которые требуют выработки правильных правоприменительных механизмов объективной оценки антимонопольным ведомством РФ. Бизнесу необходимо четкое разграничение допустимых и недопустимых действий. Европейские подходы, считает Елена Соколовская, в полной мере могут использоваться и в России.
Заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов утверждает, что в период кризиса особенно важен контроль за сделками экономической концентрации и при его совершенствовании должны учитываться текущие экономические условия. Спикер также отметил, что служба готова к открытому и продуктивному диалогу с бизнесом по вопросам согласования сделок экономконцентрации.
Профессор, руководитель департамента прикладной экономики НИУ «Высшая школа экономики» Светлана Авдашева, опираясь на опыт коронакризиса, предположила увеличение числа вертикальных сделок, что может оказать благоприятное влияние на экономику. Ключевым критерием оценки сделок, по ее мнению, служит экономическая эффективность. А повысить определенность в этой сфере в нынешних условиях поможет выдача регулятором структурных предписаний вместо поведенческих.
Старший юрист ООО «СИБУР» Сергей Пименов поддерживает идею смягчить контроль за сделками экономконцентрации и снизить административные барьеры. Но подход, по его словам, должен быть тщательно взвешен, сделки следует анализировать на предмет как положительных эффектов, так и угроз.
Партнер консалтинговой компании Kulik & Partners Law.Economics Кирилл Дозмаров обосновал, зачем нужны специальный антимонопольный судейский состав и образовательный ценз для судей такого состава, а также почему должно соблюдаться требование о проведении судебной экономической экспертизы при конкуренции экономических доказательств сторон по антимонопольным спорам.
«Вопрос судебной оценки актов антимонопольного органа всегда очень чувствителен: судья, человек с высшим юридическим образованием, вынужден давать оценку фактам и обстоятельствам экономической природы, подчас изложенным в позициях сторон в процессе в виде математических моделей. В этой связи всегда стоит выбор: оценивать ситуацию с точки зрения формально-юридического подхода, не вдаваясь в существо экономических отношений, либо погружаться в них. Но тогда возникает вопрос, с помощью каких средств судья может сформировать суждение о фактах, не обладая даже понятийным аппаратом экономической науки», – заключил Кирилл Дозмаров.
Читайте также: «Сергей Колесников выступил на антимонопольном форуме „Мобилизационный антитраст?“».
Фото: ОКЮР
По материалам пресс-службы ОКЮР
Главная цифра
11
обзор судебных антимонопольных споров за 2024 г. опубликован на сайте