Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Новости зарубежного M&A
29 сентября 2022 г.
Новости зарубежного M&A
29 сентября 2022 г.
6–7 октября 2022 г. в Алматы пройдет VIII Евразийский антимонопольный форум. Организаторы – Агентство Республики Казахстан по защите и развитию конкуренции, Центр защиты конкуренции, Альянс антимонопольных экспертов и Международный центр конкурентного права и политики БРИКС.
15 ноября 2022 г. Право.ru проведет ежегодный Litigation Forum, на котором эксперты в области судебного процесса поделятся опытом и знаниями, необходимыми для эффективной работы.
Главная /  Интервью /  Дмитрий Леонов: «Речь идет об информационной...
Дмитрий Леонов: «Речь идет об информационной открытости в отношениях „маркетплейс – продавец“»

Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 4, 2022 г.

В июне 2022 г. ассоциации поставщиков потребительских товаров и ведущие российские маркетплейсы подписали соглашение, определяющее стандарты взаимодействия онлайн-магазинов с продавцами. Заместитель председателя правления ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Леонов рассказал журналу «Конкуренция и право», какие принципы и базовые требования содержит документ, против каких недобросовестных практик он направлен и как ФАС России будет следить за исполнением соглашения.

Соглашение подписано в рамках Недели российского ретейла – 2022. В подписании документа приняли участие представители компаний Wildberries, Ozon.ru, lamodа, сервиса «Яндекс.Маркет», Руспродсоюза, Русбренда, Ассоциации компаний интернет-торговли и др.

Документ основан на принципах саморегулирования и направлен на выстраивание добросовестных отношений между сторонами.

Стандарты устанавливают базовые требования по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров, разработаны в целях саморегулирования интернет-торговли, создания добросовестных правил игры на рынке, предупреждения проявлений недобросовестной конкуренции и содействия в удовлетворении потребностей покупателей.

В частности, речь идет:

  • об информационной открытости в отношениях «маркетплейс – продавец»;
  • о принципах равноправия сторон и добровольном участии в акциях и выборе партнеров для сотрудничества;
  • невозможности менять договорные условия в одностороннем порядке, не предупредив партнера;
  • совместных усилиях по борьбе с фальсификатом и контрафактом на площадках маркетплейсов.

Положения документа станут обязательными для подписантов и будут имплементированы в договоры оферты.

Соглашение направлено против ущемления прав той или иной стороны сделки. Так, в нем есть норма об обязательном уведомлении продавцов товаров при изменении условий оферты.

Кроме того, соглашение регламентирует необходимость размещать в открытом доступе подробную информацию о наборе оказываемых услуг и итоговой комиссии для продавца товаров, о требованиях к упаковке товаров или отправлений с товарами.

В рамках документа действует принцип добровольного участия продавцов в маркетинговых акциях. В том числе запрещается удалять или скрывать их предложения на витрине в зависимости от участия в маркетинговых акциях и (или) наличия скидки.

Маркетплейс не имеет права ограничивать продавцов в свободе выбора логистических партнеров по всей цепочке движения товаров – как при доставке на склады или сортировочные центры маркетплейсов, так и при доставке до покупателя.

Маркетплейсы также должны создать условия для оперативного взаимодействия с продавцами по разным видам запросов. В частности, маркетплейс обязан рассматривать обращения продавцов в 30-дневный срок. Если срок превышен, продавец может обратиться в специальную комиссию.

Отдельный блок положений посвящен общим усилиям в борьбе с реализацией контрафактной и несертифицированной продукции. Так, маркетплейс обязуется обеспечить правообладателю возможность обращаться с жалобой на нарушение его интеллектуальных прав с помощью специально разработанной формы или личного кабинета либо путем направления письменной жалобы. При наличии оснований для принятия мер маркетплейс скрывает предложение предполагаемого продавца контрафакта до получения разъяснений от такого продавца.

Маркетплейс также обеспечивает корректность передаваемых кодов маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке, в отчетах о продажах или иных отчетных документах, установленных офертой, в товарных категориях которых он не является участником оборота, а также предоставляет продавцам информацию об этом в предусмотренные офертой сроки.

При этом продавцы тоже обязаны создать условия для своевременного решения спорных ситуаций, возникающих у покупателей; отвечать на вопросы покупателей; соблюдать условия и сроки возврата товаров, установленные маркетплейсом и действующим законодательством. А кроме того, соблюдать законодательство в сфере интеллектуальной собственности, в том числе права на товарные знаки; не использовать механики искусственного завышения рейтинга товаров и т. д.

ФАС России будет следить за тем, чтобы положения оферт и условия работы маркетплейсов соответствовали подписанным стандартам, были размещены в открытом доступе для всех действующих и потенциальных контрагентов.

В случае нарушений с любой стороны антимонопольное ведомство станет выдавать рекомендации по эффективному взаимодействию в рамках саморегулирования. При необходимости служба подключится к решению спорных ситуаций между участниками рынка и определит условия конкуренции и равного доступа компаний.

Если все игроки будут на практике применять принятые положения, необходимость в дополнительном регулировании отпадет. В противном случае участников рынка может ожидать государственное вмешательство.

Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться

15 августа 2022 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Вход для пользователей       Зарегистрироваться



Опрос
Предлагаемые в пятом антимонопольном пакете меры достаточны для выявления и пресечения антиконкурентных практик цифровых платформ?