О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

В мире

Глава ФАС России рассказал о результатах контрольной деятельности ведомства в сфере закупок в 2021 г.
22 октября 2021 г.

Анонс: 12 ноября состоится круглый стол «Экосистемы и цифровые платформы, анализ рынка, антимонопольный комплаенс»
22 октября 2021 г.

Минпромторг России до конца года скорректирует нормы о квотировании госзакупок российской продукции
22 октября 2021 г.

Названы индикаторы риска нарушения обязательных требований в тарифной сфере
22 октября 2021 г.

Михаил Мишустин: ведомства изучат вопрос обязательного авансирования госкомпаниями своих закупок
22 октября 2021 г.

«Опора России» направила регуляторам концепцию недискриминационного доступа к услугам цифровых платформ
22 октября 2021 г.

ФАС России запустит в регионах систему мониторинга и оценки конкуренции в госзаказе
22 октября 2021 г.

Минфин России планирует расширить сферу применения «электронных магазинов» в госзакупках
22 октября 2021 г.

Еще      Все новости
STRABAG оштрафован на 45 млн евро за сговор на австрийском строительном рынке
21 октября 2021 г.

ФАС России предлагает обновить Руководство МКС по борьбе с картелями в части международного сотрудничества
21 октября 2021 г.

Власти Великобритании оштрафовали Facebook на 50,5 млн фунтов стерлингов за нарушение при покупке Giphy
20 октября 2021 г.

Суд ЕАЭС вынес решение по спору о возобновлении ЕЭК производства по делу об антиконкурентном соглашении на трансграничном рынке медоборудования
19 октября 2021 г.

ЕЭК предложила пересмотреть инструментарий по адвокатированию конкуренции Международной конкурентной сети с позиции наднациональных регуляторов
14 октября 2021 г.

В Испании поставщиков железной дороги оштрафовали на 127 млн евро за сговор
14 октября 2021 г.

Австралийский регулятор хочет запретить сделку на рынке услуг по лечению бесплодия
13 октября 2021 г.

Немецкий регулятор опубликовал новые документы по программе смягчения наказания и штрафам за картели
12 октября 2021 г.

Еще      Все новости
 Популярное

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 53308
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 21990
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 21920
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 20016
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 19791
 Обзоры

 Анонcы

Всероссийская конференция «Антимонопольная политика и конкуренция в GR»
27 октября 2021 г. с 11:00 до 17:00 GR-клуб GR BUSINESS UNION проведет Всероссийскую конференцию «Антимонопольная политика и конкуренция в GR».
Полный текст
IV международная конференция Суда ЕАЭС «Обеспечение единообразного применения права Евразийского экономического союза: роль Суда»
17–19 ноября 2021 г. пройдет IV международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Обеспечение единообразного применения права Евразийского экономического союза: роль Суда».
Полный текст
7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2021»
18–19 ноября 2021 г. компания «Диалог Менеджмент Партнерс» проведет 7-ю практическую конференцию «Управление юридическими рисками: статус 2021». Формат комбинированный: очный в Москве и онлайн.
Полный текст
Семинар «Госзакупки-2022: новые требования, практика, сложные ситуации (44-ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ)»
13–15 декабря 2021 г. в Москве состоится семинар «Госзакупки-2022: новые требования, практика, сложные ситуации (44-ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ)». Организатор – Институт развития современных образовательных технологий.
Полный текст



Главная /  Интервью /  Антимонопольный комплаенс в регионах: практика...
Антимонопольный комплаенс в регионах: практика Татарстана


С подачи и при поддержке ФАС России госорганы и бизнес активно внедряют культуру неприятия нарушений законодательства о защите конкуренции. Один из ее элементов – антимонопольный комплаенс. О промежуточных итогах выстраивания механизма предупреждения рисков рассказывает в блиц-интервью заместитель руководителя УФАС по Республике Татарстан Сергей Вячеславович Павлов.


– Сергей Вячеславович, в марте 2019 года Ваши коллеги сообщили о внедрении антимонопольного комплаенса всеми министерствами и ведомствами Татарстана. Систему предупреждения рисков выстраивает и бизнес. В чем польза этого инструмента и каковы его преимущества для тех, кто попадает в поле зрения ФАС России?

– Антимонопольный комплаенс действительно внедрен в региональных министерствах и ведомствах республики. Утверждены положения, направленные на решение конкретных задач. В том числе определение структурного органа, ответственного за выявление и оценку рисков нарушения антимонопольного законодательства, порядок выявления нарушений, проведение мероприятий по снижению комплаенс-рисков, а также оценка эффективности функционирования в министерстве системы комплаенса.

Напомню, что необходимость достичь ключевых показателей развития конкуренции в субъектах Российской Федерации следует из Нацплана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы. Правительству РФ до 1 марта 2019 года было поручено принять меры, с помощью которых будет создана и организована система внутреннего обеспечения соответствия деятельности федеральных органов исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства.

Сегодня институт антимонопольного комплаенса только формируется. Однако эффективность его внедрения уже подтверждается в том числе значительно меньшим применением антимонопольными органами санкций не только на общероссийском уровне, но и на региональном. Деятельность и госорганов, и компаний, организованная с учетом требований действующих правовых норм, приводит к сокращению числа нарушений законодательства о защите конкуренции и смежных законов.

Кроме того, комплаенс дает хозяйствующим субъектам возможность снизить категорию риска со среднего и умеренного до умеренного и низкого соответственно. Антимонопольный орган не проводит плановые проверки компании с низкой степенью риска и сокращает визиты с одного раза в три года до одного раза в пять лет при умеренной степени. Один из критериев снижения категории риска – наличие у хозсубъекта системы мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства. Эта система должна быть утверждена внутренним актом или актами компании и действовать не менее года.

 

Для информации

Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.03.2018 № 213.

 

– Предприятия республики уже пользуются этим инструментом снижения антимонопольных рисков?

– В Татарстане им воспользовались ООО «ТД Челны-Хлеб» (торговая сеть «ТД „Челны-Хлеб“») и ООО «Оптовик» (торговая сеть «Эссен»). У каждой из этих компаний есть документ, свидетельствующий о функционировании системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Исходя из этого документа в них осуществляется контроль за деятельностью с учетом выявляемых комплаенс-рисков.

Положения об организации такой системы утверждены в обеих компаниях в июне 2018 года. Ими закреплен порядок организации комплаенса, выявления и оценки комплаенс-рисков, эффективности функционирования этого механизма во внутренних управленческих системах. Положения определяют инструменты комплаенса, направленные на то, чтобы не допустить риски коррупции, мошенничества, легализации доходов, полученных преступным путем, нарушений антимонопольного законодательства.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 2131 торговые сети отнесены к категории среднего риска, применительно к которой плановые проверки антимонопольной службы могут проводиться не чаще одного раза в три года. Документ предусматривает, что деятельность хозяйствующих субъектов со средним и умеренным рисками может быть отнесена к категориям умеренного и низкого риска. «Челны-Хлеб» и «Эссен», внедрив у себя правовые меры по соблюдению требований антимонопольного законодательства, получили наиболее благоприятный способ функционировать, в том числе с точки зрения внимания к себе Татарстанского УФАС России.

 

– Как Татарстанское УФАС России использует другую превентивную меру – институт предупреждений?

– В Татарстане наблюдается тенденция заменять денежные штрафы предупреждениями. Это позволяет устранять нарушения антимонопольного законодательства в добровольном порядке и тем самым сокращает число отрицательных последствий для хозяйствующих субъектов.

Например, в ходе реализации функции по контролю за рекламой Татарстанское УФАС России в 2019 году по 158 делам об административных правонарушениях, возбужденных в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, в 55 случаях заменило административное наказание в виде административного штрафа предупреждением в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Предупреждение как превентивная мера используется весьма активно, позволяя быстро отреагировать на возможные нарушения законодательства: предотвратить их или, если компания уже допустила нарушения, оперативно устранить.

 

Для информации

Выдача предупреждений предусмотрена только в случае выявления признаков злоупотребления доминирующим положением (в части нарушения п. 3, 5, 6 и 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), недобросовестной конкуренции (ст. 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 Закона) и неправомерных действий органов власти (ст. 15 Закона).

 

В 2015–2019 годах УФАС по Республике Татарстан выдало 810 предупреждений. Динамика по годам следующая: в 2015-м – 26, в 2016-м – 375, в 2017-м – 236, в 2018-м – 173. В первой половине 2019 года – 55. При этом 80% всех выданных предупреждений исполнены.

Важно, что по указанным статьям количество возбуждаемых дел в 2016–2019 годах сократилось в связи с тем, что хозяйствующие субъекты стали добровольно устранять выявленные признаки нарушения после выдачи предупреждения. А это подтверждает успешность применения таких мер на территории Республики Татарстан.

И здесь мы как раз говорим о механизме антимонопольного комплаенса, позволяющем создать эффективную систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, организовать и обеспечить ее работу. Комплаенс – еще один инструмент предотвращения нарушений законодательства о защите конкуренции, без нанесения ущерба деятельности хозяйствующих субъектов.

 

– Как Вы оцениваете перспективы его внедрения?

– Развитие этого инструмента будет способствовать усилению роли предупредительной функции антимонопольного органа и позволит снизить риски нарушения законодательства непосредственно на уровне отдельных министерств, ведомств, хозсубъектов. А следовательно, обеспечит защиту конкуренции и создаст условия для эффективного функционирования товарных рынков.

___________________

1 Постановление Правительства РФ от 01.03.2018 № 213 «Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации».


21 октября 2019 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.







АРХИВ ВЫПУСКОВ



 Опрос

Следует ли закрепить в КоАП РФ в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность хозсубъекта, функционирование системы антимонопольного комплаенса?

  
  
      





 



+7 (495) 211 00 33
125047, г. Москва, ул. 3-я Тверская-Ямская,
д. 39, стр. 1
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.