юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп»
29 февраля 2024 г. в Государственную Думу внесен проект федерального закона, согласно которому предлагается исключить из Закона о защите конкуренции нормы, позволяющие установить доминирующее положение самозанятых граждан, уточнить порядок определения монопольно низкой цены товара, а также изменить порядок осуществления государственного контроля за экономической концентрацией.
Законопроект был разработан в целях совершенствования антимонопольного регулирования, уточнения и детализации ряда норм Закона о защите конкуренции. Рассмотрим основные нововведения.
В ст. 5 Закона о защите конкуренции раскрывается содержание понятия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке, при этом ч. 2.2 данной нормы предусматриваются условия отнесения тех или иных хозсубъектов, являющихся индивидуальными предпринимателями, к категории лиц, положение которых не может быть признано доминирующим.
Вместе с тем, в соответствии с указанной нормой, положение физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, но применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее - самозанятые), может быть признано доминирующим, что создает дискриминационные условия антимонопольного контроля для самозанятых в сравнении с индивидуальными предпринимателями.
Законопроектом предлагается внести изменения в рассматриваемую норму Закона о защите конкуренции в целях исключения возможности признания положения самозанятых граждан доминирующим.
Комментарий. Данное нововведение будет служить дополнительной гарантией обеспечения равных условий для осуществления деятельности самозанятых граждан по сравнению с индивидуальными предпринимателями.
Напомним, что ст. 7 Закона о защите конкуренции предусматривается, что под монопольно низкой ценой товара понимается цена, установленная занимающим доминирующее положение хозсубъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка на территории РФ или за ее пределами.
Пункт 3 ч. 2 ст. 7 Закона о защите конкуренции содержит исключение: не признается монопольно низкой цена товара в случае, если ее установление не повлекло или не могло повлечь за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с продавцами или покупателями товара в одну группу лиц хозсубъектов на соответствующем товарном рынке.
Согласно данному исключению, участнику рынка не представляется возможным защитить свои интересы до его устранения с товарного рынка в результате злоупотребления доминирующим положением другим хозсубъектом, что противоречит основополагающему принципу защиты конкуренции, предупреждения и недопущения ее ограничения
В связи с этим законопроектом предлагается скорректировать положения п. 3 ч. 2 ст. 7 Закона о защите конкуренции таким образом, при котором не будет признаваться монопольно низкой цена товара, если ее установление не повлекло или не могло повлечь за собой ограничение конкуренции в целом без привязки к последствиям в виде сокращения числа хозсубъектов на рынке.
Комментарий. Данное нововведение будет способствовать обеспечению своевременной защиты от деятельности недобросовестного доминанта в форме установления монопольно низкой цены вне зависимости от наступления такого негативного последствия как сокращение числа хозсубъектов на рынке, в том числе путем банкротства или ликвидации добросовестного участника рынка.
Напомним, что ст. 27 и 28 Закона о защите конкуренции предусмотрена необходимость получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление ряда сделок, за исключением тех, которые осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции
Вместе с тем, ст. 31 Закона о защите конкуренции, согласно которой ряд сделок требует лишь последующего уведомления антимонопольного органа об их совершении, позволяет осуществлять сделки в уведомительном порядке лицам, входящим в одну группу лиц по иным основаниям, которые предусмотрены ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции.
Как показывает практика, осуществление сделок в уведомительном порядке лицами, входящими в группу лиц по иным основаниям, которые предусмотрены ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции, при одновременном отсутствии возможности у антимонопольного органа оперативного принятия мер государственного контроля за экономической концентрацией может повлечь существенный ущерб конкуренции в виде монополизации рынка.
В связи с этим законопроектом предлагается исключить положения ст. 31 из Закона о защите конкуренции.
Комментарий. Упразднение уведомительного порядка заключения сделок может привести к дополнительной административной нагрузке для участников рынка ввиду возникающей необходимости согласования с антимонопольным органом всех сделок, подлежащих государственному контролю.
Кроме того, законопроектом предусматривается включение в ст. 33 положения, направленного на упрощение взаимодействия антимонопольного органа с хозсубъектами при представлении ими ходатайства о даче согласия на осуществление сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю. У антимонопольного органа по итогу рассмотрения этого ходатайства будет возможность сообщить заявителю не только в письменной, но и электронной форме о принятом решении с указанием мотивов его принятия.
Напомним, что в соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона о защите конкуренции в целях предупреждения создания дискриминационных условий нормативным правовым актом Правительства РФ могут устанавливаться правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий.
Постановлением Правительства РФ от 22.11.2022 № 2106 утверждены Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи (далее – Правила). Но на практике существует правовая неопределенность в части формы раскрытия информации, предусмотренной Правилами.
Законопроектом предлагается закрепить в ч. 10 Закона о защите конкуренции полномочия федерального антимонопольного органа по утверждению форм документа, содержащего обязательные требования.
Комментарий. Данное нововведение логично и позволит в значительной степени упростить процесс получения хозсубъектами рассматриваемой информации.
Согласно части 5 ст. 156 Бюджетного Кодекса РФ, Федеральное казначейство вправе на безвозмездной основе открывать счета в кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством РФ.
В ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции установлено общее правило о том, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды заключают независимо от суммы сделки договоры с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона.
Таким образом, между указанными нормами бюджетного и антимонопольного законодательства существует явное противоречие, в связи с чем законопроектом предлагается внести изменения в Закон о защите конкуренции и дополнить ч. 1 ст. 18 оговоркой, согласно которой упомянутое в ней общее правило подлежит применению, если иное не установлено законодательством РФ.
Рекомендуем ознакомиться с законопроектом и отслеживать его движение, а в случае его принятия — учитывать при осуществлении профессиональной деятельности.