Суббота, 15 ноября 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Главные сюжеты /  Принят закон о запрете размещения рекламы на...
Принят закон о запрете размещения рекламы на ресурсах иностранных агентов

Николай Солодовников,

партнер, руководитель корпоративной практики «Пепеляев Групп»

Полина Бардина,

руководитель цифровой группы «Пепеляев Групп»

28 февраля 2024 г. Государственной Думой в третьем чтении принят законопроект № 553750-8 (далее – Закон), предусматривающий запрет размещения рекламы на ресурсах иностранных агентов, а также размещения рекламы ресурсов иностранных агентов в российских СМИ.

Кто такие иностранные агенты?

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее – 255-ФЗ) под иностранным агентом понимается лицо одновременно:

1. получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и

2. осуществляющее деятельность, виды которой установлены ст. 4 255-ФЗ.

К видам деятельности, установленным ст. 4 255-ФЗ, относятся политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 3 255-ФЗ, иностранными источниками признаются:

1. иностранные государства;

2. органы публичной власти иностранных государств;

3. международные и иностранные организации;

4. иностранные граждане;

5. лица без гражданства;

6. иностранные структуры без образования юридического лица;

7. лица, уполномоченные источниками, указанными в п. 1-6 выше;

8. граждане Российской Федерации и российские юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от источников, указанных в п. 1-7 выше, либо действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ);

9. российские юридические лица, бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства;

10. лица, находящиеся под влиянием источников, указанных в п. 1-9 выше.

Частью 3 ст. 1 255-ФЗ предусмотрен перечень лиц, которые не могут быть признаны иностранными агентами, включая:

1. органы публичной власти РФ, лица, подконтрольные РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, публично-правовые компании, государственная компания, государственные корпорации, а также лица, подконтрольные им, органы управления государственными внебюджетными фондами;

2. религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке;

3. политические партии, зарегистрированные в установленном законом порядке;

4. объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке.

В целях учета иностранных агентов уполномоченным органом (Минюстом России) ведется реестр. С реестром можно ознакомиться на сайте Минюста России.

 

Суть закона

Закон предусматривает внесение изменений в несколько нормативных правовых актов.

Так, ст. 11 255-ФЗ дополняется частью 20 следующего содержания: «На иностранных агентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»».

Кроме того, запрещается реклама ресурсов иностранных агентов в СМИ и в сообщения и материалах СМИ в информационно-телекоммуникационных сетях. Соответствующие изменения вносятся в ст. 4 Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Статья 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – 38-ФЗ) дополняется частью 105: «Не допускается распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента».

Согласно Закону, не допускается реклама информационных ресурсов иностранных агентов. Соответствующие изменения предложено внести в ст. 7 38-ФЗ, дополнив ее п. 12.

 

Ни Закон, ни 38-ФЗ не содержат определения понятия «информационный ресурс». В то же время, согласно п. 13 «Рекламная система» ст. 3 38-ФЗ понятие «информационный ресурс» включает: сайты в сети «Интернет», страницы сайта в сети «Интернет», информационные системы и (или) программы ЭВМ.

 

Сейчас Закон направлен в Совет Федерации. После одобрения Закона Советом Федерации он вступит в силу по истечении 10 дней с момента его подписания Президентом РФ и официального опубликования.

 

Ответственность

За распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента, а также за рекламу информационных ресурсов иностранных агентов возможно привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ («Нарушение законодательства о рекламе»), предусматривающей наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 руб.

Кроме того, КоАП РФ предусматривает специальную административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания либо предупреждения органа, осуществляющего государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, об устранении нарушений законодательства – наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 200 000 до 300 000 руб.

Заметим, что в таком случае лицу сначала должно быть направлено предписание об устранении выявленных нарушений. В случае невыполнения предписания, на лицо может быть наложена административная ответственность.

 

О чем подумать, что сделать

Рекомендуем всем заинтересованным лицам:

  • Проинформировать отдел маркетинга и/или отдел рекламы о требованиях Закона;
  • Проанализировать, на каких информационных ресурсах распространяется (или может распространяться) ваша реклама и исключить распространение рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов;
  • Проанализировать, какая реклама распространяется (или может распространяться) на вашем информационном ресурсе и исключить распространение рекламы информационного ресурса иностранного агента;
  • Предусмотреть необходимые оговорки в договорах с рекламодателями и/или рекламораспространителями.

Эксперты «Пепеляев Групп»


Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться
06 марта 2024 г.