Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 1, 2024 г.
Бизнес предъявляет строгие требования к потенциальным поставщикам, стремясь свести к минимуму риски заключить контракт с недобросовестным контрагентом. Но недобросовестным может быть и сам заказчик товаров или услуг, который необоснованно ужесточает условия для партнеров. Чтобы установить баланс интересов и прав участников этих отношений, законодательство разных стран предусматривает механизмы, регулирующие процедуры отбора контрагентов.
В нынешней экономической ситуации любой участник рынка стремится минимизировать риски. В том числе старается выбрать надежного контрагента, в противном случае компания получит услуги низкого качества и понесет финансовые потери из-за того, что поставщик не выполнит свои обязательства в установленный договором срок.
Именно поэтому при отборе контрагентов главенствует принцип aut Caesar, aut nihil — всё или ничего. На практике это выражается в том, что к ним предъявляется значительное количество требований. Такой подход помогает найти самого квалифицированного, компетентного и надежного поставщика. Процесс отбора зачастую сопровождается требованием предоставить внушительный пакет документов, подтверждающий деловую репутацию, квалификацию и опыт.
Важно понимать, что отбор контрагентов не является неконтролируемым и хаотичным. Обратимся к зарубежному опыту. В сфере борьбы с коррупцией нормативные акты разных стран предусматривают положения о необходимости провести процедуру проверки и содержат рекомендации, как организовать этот процесс.
Нормативное регулирование процедуры отбора контрагентов имеет комплексный характер
Так, во Франции предусмотрено требование оценить риск коррупции клиентов, поставщиков первого уровня и посредников. В Руководстве AFA (Антикоррупционного агентства Франции)1 даны подробная методология, включающая несколько этапов, а также примеры критериев оценки.
В США в Справочном руководстве по FCPA (Законе о коррупционных практиках за рубежом)2 рекомендуется тщательно оценить контрагентов, прежде чем вступать с ними в деловые отношения. Кроме того, в ряде случаев следует проводить их промежуточный мониторинг.
Очевидно, что по итогам отбора потенциальному поставщику может быть отказано в сотрудничестве. Тем не менее стоит принимать такое решение, хорошо все взвесив и обдумав, особенно тем, кто доминирует на рынке.
Приведем пример из французской правоприменительной практики. Компания не заключила договор с предприятием на опубликование рекламы из-за того, что издание принадлежит конкурирующей группе. Это было признано злоупотреблением доминирующим положением, так как у отказа отсутствовали разумные обоснования3.
А как же обстоят дела в РФ и есть ли ограничения и запреты для тех, кто проводит процедуры отбора контрагентов?
Безусловно, они есть, причем нормативное регулирование имеет комплексный характер. Выбирая контрагентов, необходимо учитывать положения законодательства о защите конкуренции и о закупках, а также налогового законодательства.
Возникают вполне очевидные вопросы. Как найти баланс между требованиями различных отраслей права? Какие условия сотрудничества предложить потенциальному контрагенту, какие документы у него запросить? Как организовать саму процедуру отбора и не нарушить установленные запреты и ограничения?
Ответы вы найдете в нашей статье «Взаимодействие с контрагентами. Кто находится в зоне риска».
1. Practical Guide: Anti-corruption due diligence formergers and acquisitions 2021. URL: https://www.agence-francaise-anticorruption.gouv.fr.
2. Guide to the U.S. Foreign Corrupt Practices Act, Second Edition 2020. URL: https://www.justice.gov.
3. Cass. Com. 12 juill. 1993, Bull. IV. N 306; CA Paris, ch. 1, sect. H, 23 janv. 1998, Juris-data, N 020056.
Главная цифра
60%
закупок признаны несостоявшимися по итогам 2023 г.