Вторник, 21 мая 2024 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Главные сюжеты /  Отбирай, но проверяй
Отбирай, но проверяй

Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»

 

Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 1, 2024 г.

Бизнес предъявляет строгие требования к потенциальным поставщикам, стремясь свести к минимуму риски заключить контракт с недобросовестным контрагентом. Но недобросовестным может быть и сам заказчик товаров или услуг, который необоснованно ужесточает условия для партнеров. Чтобы установить баланс интересов и прав участников этих отношений, законодательство разных стран предусматривает механизмы, регулирующие процедуры отбора контрагентов.

В нынешней экономической ситуации любой участник рынка стремится минимизировать риски. В том числе старается выбрать надежного контрагента, в противном случае компания получит услуги низкого качества и понесет финансовые потери из-за того, что поставщик не выполнит свои обязательства в установленный договором срок.

Именно поэтому при отборе контрагентов главенствует принцип aut Caesar, aut nihil — всё или ничего. На практике это выражается в том, что к ним предъявляется значительное количество требований. Такой подход помогает найти самого квалифицированного, компетентного и надежного поставщика. Процесс отбора зачастую сопровождается требованием предоставить внушительный пакет документов, подтверждающий деловую репутацию, квалификацию и опыт.

Важно понимать, что отбор контрагентов не является неконтролируемым и хаотичным. Обратимся к зарубежному опыту. В сфере борьбы с коррупцией нормативные акты разных стран предусматривают положения о необходимости провести процедуру проверки и содержат рекомендации, как организовать этот процесс.

Нормативное регулирование процедуры отбора контрагентов имеет комплексный характер

Так, во Франции предусмотрено требование оценить риск коррупции клиентов, поставщиков первого уровня и посредников. В Руководстве AFA (Антикоррупционного агентства Франции)1 даны подробная методология, включающая несколько этапов, а также примеры критериев оценки.

В США в Справочном руководстве по FCPA (Законе о коррупционных практиках за рубежом)2 рекомендуется тщательно оценить контрагентов, прежде чем вступать с ними в деловые отношения. Кроме того, в ряде случаев следует проводить их промежуточный мониторинг.

Очевидно, что по итогам отбора потенциальному поставщику может быть отказано в сотрудничестве. Тем не менее стоит принимать такое решение, хорошо все взвесив и обдумав, особенно тем, кто доминирует на рынке.

Приведем пример из французской правоприменительной практики. Компания не заключила договор с предприятием на опубликование рекламы из-за того, что издание принадлежит конкурирующей группе. Это было признано злоупотреблением доминирующим положением, так как у отказа отсутствовали разумные обоснования3.

А как же обстоят дела в РФ и есть ли ограничения и запреты для тех, кто проводит процедуры отбора контрагентов?

Безусловно, они есть, причем нормативное регулирование имеет комплексный характер. Выбирая контрагентов, необходимо учитывать положения законодательства о защите конкуренции и о закупках, а также налогового законодательства.

Возникают вполне очевидные вопросы. Как найти баланс между требованиями различных отраслей права? Какие условия сотрудничества предложить потенциальному контрагенту, какие документы у него запросить? Как организовать саму процедуру отбора и не нарушить установленные запреты и ограничения?

Ответы вы найдете в нашей статье «Взаимодействие с контрагентами. Кто находится в зоне риска».

 

1. Practical Guide: Anti-corruption due diligence formergers and acquisitions 2021. URL: https://www.agence-francaise-anticorruption.gouv.fr.

2. Guide to the U.S. Foreign Corrupt Practices Act, Second Edition 2020. URL: https://www.justice.gov.

3. Cass. Com. 12 juill. 1993, Bull. IV. N 306; CA Paris, ch. 1, sect. H, 23 janv. 1998, Juris-data, N 020056.


Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться
13 февраля 2024 г.

Цифра недели

1610

нарушений в применении нацрежима выявила ФАС России за 2023 г.

Опрос
Необходимо ли сегодня дополнительное госрегулирование для маркетплейсов?