Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Главные сюжеты /  В рамках II Петербургского международного...
В рамках II Петербургского международного юридического форума прошел круглый стол «Антимонопольное регулирование в глобальной экономике: опыт России и зарубежных стран»

Дискуссии первого дня Форума позволили сделать ряд  принципиальных выводов, один из которых основывается на необходимости противодействия коррупции.  Коррупция, подтвердили выступающие, слишком велика. Государство сегодня создает грамотное законодательство, в то же время каждый день приходится бороться с государственным аппаратом. Крупные компании действительно не всегда считаются с другими. Но если в отношении компаний предусмотрены высокие штрафы, то госслужащие, как правило, остаются без наказания. В  правоприменении еще существуют проблемы, которые во многом связаны с проявлением коррупции. «Мы ходим по кругу", - отметил руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

Из важнейших событий глава ФАС России также выделил создание наднациональных институтов защиты конкуренции в рамках ЕЭП, которое с 1 января 2012 г. сформировано на территории таможенной "тройки".   По словам И. Артемьева, необходимо институционально обеспечить пресечение нарушений условий конкуренции, которые оказывают влияние на торговлю между государствами-участниками Таможенного союза, не допустить дублирования функций по защите конкуренции на наднациональном и национальном уровне за счет четкого разграничения полномочий.

Член Коллегии Евразийской экономической комиссии по конкуренции и антимонопольному регулированию Нурлан Алдабергенов остановился на вопросе о том, как будет развиваться антимонопольное регулирование в рамках ЕврАзЭС. Единое экономическое пространство – это, прежде всего, благоприятные условия для бизнеса, определение грамотной конкурентной политики. Возникает множество сложнейших спорных вопросов, связанных, например, с железнодорожными услугами, металлургической продукцией, крупными сырьевыми рынками, рынком телекоммуникации. Отдельный блок проблем связан с  ценовым регулированием.

«Основной этап сегодня - создание единых правовых документов, благодаря которым государства смогут  наладить оптимальный режим сотрудничества», - сказал Н. Алдабергенов. Огромную благодарность за аналитическую поддержку докладчик выразил антимонопольному ведомству.

Генеральный директор по конкуренции Федерального конкурентного ведомства Австрии Теодор Таннер  отметил, что ФАС России достигла значительных результатов в сфере антимонопольного регулирования.  Федеральное конкурентное ведомство Австрии (ФКВ)  имеет иную структуру и полномочия, поэтому опыт федеральных ведомств в области конкурентной политики особенно ценен.

По его словам, особую важность может иметь обмен неконфиденциальной информацией. Сотрудничество позволяет устанавливать контакты, проводить обучение, обмениваться опытом. В частности, такой пример существует в области рыночного ценообразования. В качестве успешного опыта международного сотрудничества  докладчик привел деятельность рабочей группы по ценовому регулированию, в которую вошли представители Румынии, Болгарии, Чехии, Португалии. С Республикой Молдова заключен меморандум о понимании. Совместно с ОЭСР также создается группа из представителей Алжира, Марокко, Туниса. «Конечно, у нас разные культуры.  Но в результате позитивного  сотрудничества между странами стороны только  приобретают», - заключил Т.Таннер.

Судья ВАС РФ Оксана Гвоздилина коснулась проблем, возникающих при рассмотрении антимонопольных дел. В последние годы Президиум ВАС РФ рассмотрел множество споров, связанных с недобросовестной конкуренцией. Теперь в судебно-арбитражной практике все чаще стали возникать вопросы о соотношении рынков, навязывании невыгодных условий, ценовом регулировании. В ближайшее время надзорная инстанция рассмотрит ряд подобных дел.

По мнению Майкла Гренфела, партнера Norton Rose LLP (Лондон), правительство должно дать возможность антимонопольному ведомству использовать все свои ресурсы для активной деятельности во благо процветания экономики страны.  В Англии сейчас политическое вмешательство  в деятельность антимонопольного органа в разумной степени устранено.  Кроме того, не нужно иметь каких-либо нормативных актов, препятствующих иностранным инвестициям. Не надо отпугивать инвесторов от экономической деятельности. «Бизнес должен себя чувствовать уверенно!»,  - заключил выступающий.  

Джеймс Флинн, адвокат Brick Court Chambers, практикующий в судах, в отношении новаций российского законодательства заметил, что всегда есть стремление создавать еще лучшие инструменты, однако постоянное изменение правовых норм очень опасно. С его точки зрения важна роль основополагающих прав, основных законов.

Между тем, представители ФАС России, завершая заседание круглого стола, отметили, что не видят  в России избыточного регулирования. Необходимо менять ментальность компаний. Одним из достижений третьего антимонопольного пакета стало, в частности,  введение новых правовых институтов, таких как предостережение и предупреждение. Вместе с тем, безусловно, эффективность работы возрастает при стабильно действующем законодательстве, в связи с чем единодушно отказались от идеи четвертых и последующих антимонопольных пакетов.

В заключение мероприятия все присутствующие отметили высокий уровень участников круглого стола, возможность проведения открытой дискуссии и демократичного обмена мнениями. По словам члена Коллегии ЕЭК по конкуренции и антимонопольному регулированию Н. Алдабергенова, Форум – знаковое запоминающееся событие, в ходе которого коллеги из зарубежных государств смогли поделиться своим профессиональным опытом.

 

Виктория Цыганкова,

журнал «Конкуренция и право»

 


Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться
21 мая 2012 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Вход для пользователей       Зарегистрироваться



Цифра недели

44-ФЗ

Предложено ввести мораторий на действие Закона № 44-ФЗ в период СВО

Опрос
Предлагаемые в пятом антимонопольном пакете меры достаточны для выявления и пресечения антиконкурентных практик цифровых платформ?