О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

В мире

 Популярное

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 57925
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 22490
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 22358
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 20701
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 20413
 Обзоры

 Анонcы

Антимонопольный форум 2022
10 февраля 2022 г. в Москве состоится Антимонопольный форум 2022. Организаторы мероприятия – Ассоциация антимонопольных экспертов и ФАС России.
Полный текст
Конференция Право.ru «Судебная практика – 2021–2022: топ-чарт ключевых кейсов»
18 февраля 2022 г. Право.ru проведет конференцию «Судебная практика – 2021–2022: топ-чарт ключевых кейсов».
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Верховный Суд напомнил о разумности
Верховный Суд напомнил о разумности


Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»

Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 2, 2021 г.

Пленум ВС РФ подготовил разъяснения по наиболее спорным вопросам применения судами антимонопольного законодательства. При этом, с одной стороны, он обеспечил правопреемство ранее выработанных подходов: его Постановление от 04.03.2021 № 2 (далее – новое Постановление) фактически полностью заменило Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ), за исключением оставшихся незатронутыми положений об административной ответственности. А с другой – красной нитью разъяснений стал сигнал о необходимости следовать принципу разумности, подразумевающему оценку поведения хозсубъектов через призму экономической стратегии и эффективности.


Принятия Пленумом ВС РФ нового Постановления довольно долго ждало все юридическое сообщество. За последние годы в правоприменительной практике накопилось не только много коллизий и вопросов, требовавших разрешения, но и уже сложившихся подходов к правовой оценке определенных действий хозсубъектов – их нужно было закрепить на уровне Верховного Суда.

В отличие от Постановления Пленума ВАС РФ, положения нового Постановления в большей степени отражают передовой опыт и тенденции развития правоприменительной практики в современных условиях, закрепляя правовые позиции по всем ключевым институтам антимонопольного регулирования и по процессуальным аспектам законодательства, касающимся особенностей рассмотрения такого рода дел и оспаривания отдельных актов регулятора.

В его рамках уточнены основания для применения правового режима группы лиц к хозяйствующим субъектам, в том числе в контексте коллективного доминирования. По сравнению с Постановлением Пленума ВАС РФ рассмотрен более широкий спектр составов нарушений антимонопольного законодательства, при исследовании которых долгое время возникали сложности в оценке правомерности использования отдельных коммерческих практик. При этом основной акцент сделан на специфике как рассмотрения дел о злоупотреблении доминирующим положением, так и выявления и доказывания различных схем картельных сговоров с учетом их распространенности и повышенной общественной опасности.

Среди прочего проанализированы особые случаи «связывающего» антиконкурентного поведения, а именно навязывание невыгодных условий договора, при которых приобретение одного товара ставится в зависимость от приобретения другого товара или услуги. Помимо этого, оценена правомерность дифференциации коммерческих условий по разным категориям потребителей. Затронут и вопрос о допустимости деятельности закупочных союзов в части согласования скидок между потребителями и поставщиками.

Значительную часть нового Постановления составляют положения, касающиеся особенностей оценки обстоятельств на стадии возбуждения дела, оспаривания решений коллегиального органа и соразмерности мер, предусмотренных в предписании.

Отдельные закрепленные позиции сформулированы осторожно, и с точки зрения правовой определенности не везде даны четкие ответы на спорные вопросы применения и толкования антимонопольного законодательства.

По некоторым составам Пленум ВС РФ ограничился скорее обобщением общепризнанных подходов. Отсутствие конкретики по аспектам, связанным с выявлением признаков ряда нарушений и особенностями их доказывания, может не полностью отвечать потребностям бизнеса в части дополнительных гарантий защиты в случае необоснованно предъявленных обвинений. Предприниматели по-прежнему несут соответствующие риски и могут находиться в довольно уязвимом положении, если антимонопольный орган неправильно квалифицирует их действия.

Однако значимость нового Постановления обусловливается еще и тем, что весь документ, в отличие от Постановления Пленума ВАС РФ, пронизывает идея о необходимости применять принцип разумности, подразумевающий анализ поведения хозсубъектов с точки зрения экономической эффективности. Подтверждение возможности бизнеса доказывать обоснованность и добросовестность своих действий создает положительные предпосылки для более тщательного исследования судами обстоятельств дела при вынесении решений с учетом объективных факторов, влияющих на экономическую политику хозсубъектов. Полагаем, такой подход будет способствовать изменению вектора антимонопольной политики регулятора в направлении более всестороннего применения и рассмотрения экономических доказательств нарушений.

При этом по-прежнему нерешенными остались вопросы разграничения составов коллективного доминирования и картелей, а также некоторые другие аспекты, связанные со стандартами доказывания отдельных действий хозсубъектов. Представляется, что единообразные позиции по ним на практике просто еще не сложились и потому пока не получили своего отражения на уровне Пленума ВС РФ.

И все же смягчение подходов к рассмотрению отдельных видов коммерческих практик, спорных с точки зрения допустимости их реализации, отражает положительную динамику. Правоприменитель все больше отходит от превалирующего значения формальных критериев при установлении антимонопольных нарушений и начинает учитывать потенциальное влияние действий хозсубъектов на состояние конкуренции на товарных рынках.


08 апреля 2021 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.







АРХИВ ВЫПУСКОВ



 Опрос

Необходимо ли компании согласовывать в ФАС России комплаенс-систему?

  
  
  
  
      





 



При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.