О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Депутаты предложили снять ограничения на рекламу российского вина
17 ноября 2019 г.

Виталий Королев: со второго полугодия 2019 г. в 47 субъектах страны тарифы в сфере ТКО не растут
15 ноября 2019 г.

Анонс: 27 ноября пройдет заседание Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции на рынке табачной продукции
15 ноября 2019 г.

Арбитраж признал законным штраф для Альфа-Банка за нарушение Закона о рекламе
15 ноября 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 17907
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 13780
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 13561
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 21301
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 16209
 Обзоры

 Анонcы

Отраслевая конференция «Контрактная система Москвы: вектор перемен»
20 ноября 2019 г. в рамках Дней московской конкуренции пройдет отраслевая конференция «Контрактная система Москвы: вектор перемен». Организатор мероприятия – Департамент города Москвы по конкурентной политике.
Полный текст
V Compliance Case Forum 2020
28–29 ноября 2019 г. в Москве пройдет V Compliance Case Forum 2020. Организатор форума – компания Business Summit of Future.
Полный текст
8-й интерактивный круглый стол «Новое в законодательстве о публичных закупках: Закон о контрактной системе и Закон № 223-ФЗ»
4 декабря 2019 г. на юридическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова состоится восьмой интерактивный круглый стол «Новое в законодательстве о публичных закупках: Закон о контрактной системе и Закон № 223-ФЗ».
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Комплаенсу дали зеленый свет
Комплаенсу дали зеленый свет


Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»

Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 5, 2019 г.

В Госдуму внесен долгожданный законопроект об антимонопольном комплаенсе, подготовленный ФАС России1. Текущая его версия содержит поправки только в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а в целом проект имеет рамочный характер. Скорее всего, новые нормы, после того как будут окончательно приняты, потребуют детализации на уровне подзаконного акта регулятора. Например, в виде разъяснений Президиума ФАС России о критериях оценки эффективности системы предупреждения рисков.


Законопроект предполагает закрепление:

  • определения системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;
  • минимальных требований к содержанию внутренних актов хозсубъектов о ее формировании;
  • порядка организации такой системы компаниями.

Вопрос внедрения механизма предупреждения антимонопольных рисков законопроект остается на добровольное усмотрение компаний.

С целью проверки комплаенс-системы на соответствие требованиям законодательства о защите конкуренции предусмотрена возможность в течение 30 дней согласовать с ФАС России подготовленные внутренние документы хозяйствующего субъекта.

Кроме того, в пояснительной записке к проекту указано, что компания не может быть признана нарушившей антимонопольное законодательство, если она действовала в рамках внутреннего акта, формирующего систему и ранее согласованного с регулятором.

Предусмотренный законопроектом открытый список требований к содержанию комплаенс-системы позволяет вводить в нее иные элементы, отвечающие потребностям конкретного хозсубъекта. Так, в условиях цифровизации экономики и бизнес-процессов набирает популярность идея е-compliance. Она предполагает внедрение новых технических инструментов комплаенса в дополнение к традиционным способам выявления рисков для предотвращения нарушений антимонопольного законодательства, которые совершаются в том числе с помощью высоких (цифровых) технологий.

При этом по-прежнему открыты несколько вопросов.

Комплаенс-система не сводится только к одному внутреннему акту или совокупности таких документов, а представляет собой целый комплекс мер. Они включают, в частности, механизм внутреннего контроля, направленного на выстраивание эффективного взаимодействия структурных подразделений компании с целью предотвращения антимонопольных рисков. Законопроект не проясняет вопрос: если хозсубъект формально действовал в рамках согласованного внутреннего акта и при этом нарушение все равно было допущено, то есть проверенная и одобренная антимонопольным ведомством система комплаенса дала сбой, предъявит ли ФАС России какие-либо претензии?

К сожалению, из текста законопроекта были исключены изменения в КоАП РФ, которые содержались в первоначальном его варианте. Они предусматривали нормы о смягчении административной ответственности для компаний, в которых введена и эффективно функционирует комплаенс-система. Между тем такие поправки побудили бы хозяйствующих субъектов внедрять механизмы предупреждения рисков.

Надеемся, что законопроект будет наконец принят и в вопросе о том, каким минимальным требованиям должна соответствовать комплаенс-система, появится определенность, что послужит для бизнеса дополнительным стимулом выстраивать подобные системы.

_______________________

1 Проект федерального закона № 789090-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“».


30 сентября 2019 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.









 

№ 4, 2019 (июль-август)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?