О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

В мире

 Популярное

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 57925
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 22490
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 22358
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 20701
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 20413
 Обзоры

 Анонcы

Антимонопольный форум 2022
10 февраля 2022 г. в Москве состоится Антимонопольный форум 2022. Организаторы мероприятия – Ассоциация антимонопольных экспертов и ФАС России.
Полный текст
Конференция Право.ru «Судебная практика – 2021–2022: топ-чарт ключевых кейсов»
18 февраля 2022 г. Право.ru проведет конференцию «Судебная практика – 2021–2022: топ-чарт ключевых кейсов».
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Комплаенсу дали зеленый свет
Комплаенсу дали зеленый свет


Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»

Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 5, 2019 г.

В Госдуму внесен долгожданный законопроект об антимонопольном комплаенсе, подготовленный ФАС России1. Текущая его версия содержит поправки только в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а в целом проект имеет рамочный характер. Скорее всего, новые нормы, после того как будут окончательно приняты, потребуют детализации на уровне подзаконного акта регулятора. Например, в виде разъяснений Президиума ФАС России о критериях оценки эффективности системы предупреждения рисков.


Законопроект предполагает закрепление:

  • определения системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;
  • минимальных требований к содержанию внутренних актов хозсубъектов о ее формировании;
  • порядка организации такой системы компаниями.

Вопрос внедрения механизма предупреждения антимонопольных рисков законопроект остается на добровольное усмотрение компаний.

С целью проверки комплаенс-системы на соответствие требованиям законодательства о защите конкуренции предусмотрена возможность в течение 30 дней согласовать с ФАС России подготовленные внутренние документы хозяйствующего субъекта.

Кроме того, в пояснительной записке к проекту указано, что компания не может быть признана нарушившей антимонопольное законодательство, если она действовала в рамках внутреннего акта, формирующего систему и ранее согласованного с регулятором.

Предусмотренный законопроектом открытый список требований к содержанию комплаенс-системы позволяет вводить в нее иные элементы, отвечающие потребностям конкретного хозсубъекта. Так, в условиях цифровизации экономики и бизнес-процессов набирает популярность идея е-compliance. Она предполагает внедрение новых технических инструментов комплаенса в дополнение к традиционным способам выявления рисков для предотвращения нарушений антимонопольного законодательства, которые совершаются в том числе с помощью высоких (цифровых) технологий.

При этом по-прежнему открыты несколько вопросов.

Комплаенс-система не сводится только к одному внутреннему акту или совокупности таких документов, а представляет собой целый комплекс мер. Они включают, в частности, механизм внутреннего контроля, направленного на выстраивание эффективного взаимодействия структурных подразделений компании с целью предотвращения антимонопольных рисков. Законопроект не проясняет вопрос: если хозсубъект формально действовал в рамках согласованного внутреннего акта и при этом нарушение все равно было допущено, то есть проверенная и одобренная антимонопольным ведомством система комплаенса дала сбой, предъявит ли ФАС России какие-либо претензии?

К сожалению, из текста законопроекта были исключены изменения в КоАП РФ, которые содержались в первоначальном его варианте. Они предусматривали нормы о смягчении административной ответственности для компаний, в которых введена и эффективно функционирует комплаенс-система. Между тем такие поправки побудили бы хозяйствующих субъектов внедрять механизмы предупреждения рисков.

Надеемся, что законопроект будет наконец принят и в вопросе о том, каким минимальным требованиям должна соответствовать комплаенс-система, появится определенность, что послужит для бизнеса дополнительным стимулом выстраивать подобные системы.

_______________________

1 Проект федерального закона № 789090-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“».


30 сентября 2019 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.







АРХИВ ВЫПУСКОВ



 Опрос

Необходимо ли компании согласовывать в ФАС России комплаенс-систему?

  
  
  
  
      





 



При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.