О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

«Яндекс» получил предупреждение из-за создания дискриминационных условий в поисковой системе
24 февраля 2021 г.

Комиссия по конкуренции Гонконга впервые приняла меры реагирования по отношению к посредникам антиконкурентного поведения
24 февраля 2021 г.

Кассация поддержала ФАС России в споре с аэродромом в Балашихе, незаконно взимавшим плату с застройщиков
24 февраля 2021 г.

Крупный американский производитель цыплят-бройлеров оштрафован на 107 млн долларов за участие в сговоре
24 февраля 2021 г.

Законопроект об унификации требований к банковским гарантиям при закупках госкомпаний внесен в Госдуму
24 февраля 2021 г.

Продолжается работа над проектом разъяснений Президиума ФАС России о системе антимонопольного комплаенса
20 февраля 2021 г.

Сергей Пузыревский: институт коллективного доминирования обеспечивает защиту конкуренции на олигопольных рынках
20 февраля 2021 г.

ФНС России и ФАС России заключили Соглашение о сотрудничестве и организации информационного взаимодействия
20 февраля 2021 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 42137
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 20438
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19721
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 17796
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 17789
 Обзоры

 Анонcы

XVII Юридический форум России
19 марта 2021 г. в Москве состоится XVII Юридический форум России. Организатор – «Ведомости. Конференции».
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Комплаенсу дали зеленый свет
Комплаенсу дали зеленый свет


Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»

Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 5, 2019 г.

В Госдуму внесен долгожданный законопроект об антимонопольном комплаенсе, подготовленный ФАС России1. Текущая его версия содержит поправки только в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а в целом проект имеет рамочный характер. Скорее всего, новые нормы, после того как будут окончательно приняты, потребуют детализации на уровне подзаконного акта регулятора. Например, в виде разъяснений Президиума ФАС России о критериях оценки эффективности системы предупреждения рисков.


Законопроект предполагает закрепление:

  • определения системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;
  • минимальных требований к содержанию внутренних актов хозсубъектов о ее формировании;
  • порядка организации такой системы компаниями.

Вопрос внедрения механизма предупреждения антимонопольных рисков законопроект остается на добровольное усмотрение компаний.

С целью проверки комплаенс-системы на соответствие требованиям законодательства о защите конкуренции предусмотрена возможность в течение 30 дней согласовать с ФАС России подготовленные внутренние документы хозяйствующего субъекта.

Кроме того, в пояснительной записке к проекту указано, что компания не может быть признана нарушившей антимонопольное законодательство, если она действовала в рамках внутреннего акта, формирующего систему и ранее согласованного с регулятором.

Предусмотренный законопроектом открытый список требований к содержанию комплаенс-системы позволяет вводить в нее иные элементы, отвечающие потребностям конкретного хозсубъекта. Так, в условиях цифровизации экономики и бизнес-процессов набирает популярность идея е-compliance. Она предполагает внедрение новых технических инструментов комплаенса в дополнение к традиционным способам выявления рисков для предотвращения нарушений антимонопольного законодательства, которые совершаются в том числе с помощью высоких (цифровых) технологий.

При этом по-прежнему открыты несколько вопросов.

Комплаенс-система не сводится только к одному внутреннему акту или совокупности таких документов, а представляет собой целый комплекс мер. Они включают, в частности, механизм внутреннего контроля, направленного на выстраивание эффективного взаимодействия структурных подразделений компании с целью предотвращения антимонопольных рисков. Законопроект не проясняет вопрос: если хозсубъект формально действовал в рамках согласованного внутреннего акта и при этом нарушение все равно было допущено, то есть проверенная и одобренная антимонопольным ведомством система комплаенса дала сбой, предъявит ли ФАС России какие-либо претензии?

К сожалению, из текста законопроекта были исключены изменения в КоАП РФ, которые содержались в первоначальном его варианте. Они предусматривали нормы о смягчении административной ответственности для компаний, в которых введена и эффективно функционирует комплаенс-система. Между тем такие поправки побудили бы хозяйствующих субъектов внедрять механизмы предупреждения рисков.

Надеемся, что законопроект будет наконец принят и в вопросе о том, каким минимальным требованиям должна соответствовать комплаенс-система, появится определенность, что послужит для бизнеса дополнительным стимулом выстраивать подобные системы.

_______________________

1 Проект федерального закона № 789090-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“».


30 сентября 2019 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие законодательные инициативы, по вашему мнению, наиболее значимы и нуждаются в скорейшем принятии?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.