Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 5, 2019 г.
В Госдуму внесен долгожданный законопроект об антимонопольном комплаенсе, подготовленный ФАС России1. Текущая его версия содержит поправки только в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а в целом проект имеет рамочный характер. Скорее всего, новые нормы, после того как будут окончательно приняты, потребуют детализации на уровне подзаконного акта регулятора. Например, в виде разъяснений Президиума ФАС России о критериях оценки эффективности системы предупреждения рисков.
Законопроект предполагает закрепление:
Вопрос внедрения механизма предупреждения антимонопольных рисков законопроект остается на добровольное усмотрение компаний.
С целью проверки комплаенс-системы на соответствие требованиям законодательства о защите конкуренции предусмотрена возможность в течение 30 дней согласовать с ФАС России подготовленные внутренние документы хозяйствующего субъекта.
Кроме того, в пояснительной записке к проекту указано, что компания не может быть признана нарушившей антимонопольное законодательство, если она действовала в рамках внутреннего акта, формирующего систему и ранее согласованного с регулятором.
Предусмотренный законопроектом открытый список требований к содержанию комплаенс-системы позволяет вводить в нее иные элементы, отвечающие потребностям конкретного хозсубъекта. Так, в условиях цифровизации экономики и бизнес-процессов набирает популярность идея е-compliance. Она предполагает внедрение новых технических инструментов комплаенса в дополнение к традиционным способам выявления рисков для предотвращения нарушений антимонопольного законодательства, которые совершаются в том числе с помощью высоких (цифровых) технологий.
При этом по-прежнему открыты несколько вопросов.
Комплаенс-система не сводится только к одному внутреннему акту или совокупности таких документов, а представляет собой целый комплекс мер. Они включают, в частности, механизм внутреннего контроля, направленного на выстраивание эффективного взаимодействия структурных подразделений компании с целью предотвращения антимонопольных рисков. Законопроект не проясняет вопрос: если хозсубъект формально действовал в рамках согласованного внутреннего акта и при этом нарушение все равно было допущено, то есть проверенная и одобренная антимонопольным ведомством система комплаенса дала сбой, предъявит ли ФАС России какие-либо претензии?
К сожалению, из текста законопроекта были исключены изменения в КоАП РФ, которые содержались в первоначальном его варианте. Они предусматривали нормы о смягчении административной ответственности для компаний, в которых введена и эффективно функционирует комплаенс-система. Между тем такие поправки побудили бы хозяйствующих субъектов внедрять механизмы предупреждения рисков.
Надеемся, что законопроект будет наконец принят и в вопросе о том, каким минимальным требованиям должна соответствовать комплаенс-система, появится определенность, что послужит для бизнеса дополнительным стимулом выстраивать подобные системы.
_______________________
1 Проект федерального закона № 789090-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“».