О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Анонс: 3–4 июня пройдет XI Всероссийская практическая конференция-семинар «Корпоративные закупки – 2021: практика применения Федерального закона № 223-ФЗ»
01 марта 2021 г.

Запуск закрытых электронных закупок могут перенести на полгода
01 марта 2021 г.

Реестры субъектов естественных монополий
26 февраля 2021 г.

Суд подтвердил участие «Либерти» и «Ауксилии» в картеле
26 февраля 2021 г.

Бизнес просит регламентировать правила недискриминационного доступа к услугам онлайн-агрегаторов
26 февраля 2021 г.

«Открытая клиника» оштрафована за недобросовестную конкуренцию
25 февраля 2021 г.

Анонс: 5 марта на заседании Совета ЕЭК планируется утвердить порядок выдачи предостережений
25 февраля 2021 г.

«Яндекс» получил предупреждение из-за создания дискриминационных условий в поисковой системе
24 февраля 2021 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 42348
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 20467
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19761
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 17856
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 17843
 Обзоры

 Анонcы

XVII Юридический форум России
19 марта 2021 г. в Москве состоится XVII Юридический форум России. Организатор – «Ведомости. Конференции».
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  «Методичка» по убыткам
«Методичка» по убыткам


Принятые ФАС России разъяснения, безусловно, прогрессивный шаг в развитии антимонопольного регулирования в целом и практики по взысканию убытков в частности. Однако в силу специфики антимонопольной сферы может возникнуть необходимость корректировки подходов. В частности, в вопросе учета не только прямой, но и косвенной причинно-следственной связи при доказывании и расчете размера убытков.

 

Президиум ФАС России 11 октября 2017 г. утвердил Разъяснение № 11 «По определению размера убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства» (далее – Разъяснение № 11).

В этом документе описаны различные методики определения убытков. Предполагается, что он будет применяться вместе с принятым 25 мая 2016 г. Разъяснением № 6 «Доказывание и расчет убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства».

В части возмещения убытков действуют общие нормы гражданского законодательства. Но было очевидно, что нужны разъяснения по вопросам их расчета в связи со спецификой антимонопольных нарушений. Россия пошла по пути Евросоюза, где также есть отдельное руководство «По оценке ущерба в исках об убытках, причиненных нарушениями статей 101 и 102 Договора о функционировании ЕС».

Разъяснение № 11 – огромный шаг в практике антимонопольного регулирования и результат многолетней плодотворной совместной работы ФАС России и Ассоциации антимонопольных экспертов.

Но возникают вопросы о дальнейшей реализации этого документа.

В Разъяснении № 11 указано, что его положения могут применяться антимонопольным органом в случае его участия в судебном деле по возмещению убытков. Они также предназначены для использования в целях расчета размера ущерба, когда назначается административное наказание за злоупотребление доминирующим положением, манипулирование ценами на рынках электрической энергии, заключение антиконкурентных соглашений, согласованных действий, а также за незаконную координацию и недобросовестную конкуренцию.

Может ли размер ущерба, рассчитанный по методикам Разъяснения № 11, применяться в целях квалификации действий как уголовно наказуемого картеля по ст. 178 УК РФ? С нашей точки зрения, и в гражданском разбирательстве по возмещению убытков, и в уголовном процессе по ст. 178 УК РФ должны использоваться единообразные методики расчета ущерба, причиненного одними и теми же антиконкурентными действиями.

Еще вопрос: не приобретет ли Разъяснение № 11 нормативный характер, когда территориальные органы ФАС России воспримут документ как руководство к действию и будут применять его в целях, указанных выше? Если да, то потребуется регистрация в Министерстве юстиции РФ.

Кроме того, согласно Разъяснению № 11 при возмещении убытков потерпевший должен доказать наличие прямой причинно-следственной связи между ними и нарушением антимонопольного законодательства.

Между тем в антимонопольной сфере негативные последствия нарушения могут возникнуть у конечного приобретателя. Например, когда производитель устанавливает монопольно высокую цену на товар, убытки могут возникнуть как у непосредственного покупателя (дистрибьютора), так и у  косвенного потребителя, который приобрел этот товар у дистрибьютора. В таком случае причинно-следственная связь не только прямая, но и косвенная.

С учетом этого в утвержденном Президиумом ФАС России документе следовало бы отразить и иные возможные причинные связи, которые могут учитываться при расчете убытков.

Надо также отметить, что в Разъяснениях № 11 не установлен приоритетный метод расчета убытков. И это оправданно, поскольку выбор того или иного метода во многом зависит от обстоятельств конкретного дела.

Как Разъяснение № 11 повлияет на судебную практику, увеличится ли количество дел и число удовлетворенных исков, потребуется ли участие в судебном процессе эксперта-экономиста, станет ясно, когда документ начнет применяться на практике.

Елена Соколовская,

главный эксперт журнала «Конкуренция и право»


06 декабря 2017 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие законодательные инициативы, по вашему мнению, наиболее значимы и нуждаются в скорейшем принятии?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.