О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Анонс: 3–4 июня пройдет XI Всероссийская практическая конференция-семинар «Корпоративные закупки – 2021: практика применения Федерального закона № 223-ФЗ»
01 марта 2021 г.

Запуск закрытых электронных закупок могут перенести на полгода
01 марта 2021 г.

Реестры субъектов естественных монополий
26 февраля 2021 г.

Суд подтвердил участие «Либерти» и «Ауксилии» в картеле
26 февраля 2021 г.

Бизнес просит регламентировать правила недискриминационного доступа к услугам онлайн-агрегаторов
26 февраля 2021 г.

«Открытая клиника» оштрафована за недобросовестную конкуренцию
25 февраля 2021 г.

Анонс: 5 марта на заседании Совета ЕЭК планируется утвердить порядок выдачи предостережений
25 февраля 2021 г.

«Яндекс» получил предупреждение из-за создания дискриминационных условий в поисковой системе
24 февраля 2021 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 42353
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 20467
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19762
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 17856
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 17843
 Обзоры

 Анонcы

XVII Юридический форум России
19 марта 2021 г. в Москве состоится XVII Юридический форум России. Организатор – «Ведомости. Конференции».
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Равенство в Сети: меры по защите российских...
Равенство в Сети: меры по защите российских интернет-магазинов


Последний год не утихают споры о необходимости защитить российские интернет-магазины, на товары которых стремительно снижается спрос в отличие от товаров иностранных игроков с более низкими ценами. Однако вопросы, смогут ли предложенные меры уравнять условия конкуренции между российскими и иностранными участниками рынка и какую роль играет ФАС России в обсуждении этой проблемы, остаются открытыми.

 

Не секрет, что увеличение спроса на товары в иностранных интернет-магазинах (в особенности китайских) обусловлено в первую очередь значительной разницей в их цене по сравнению с ценой на те же товары, предлагаемой российским сегментом торговли в Сети.

Эта проблема обсуждалась на первом российском форуме «Интернет Экономика» в конце 2015 г. По итогам дискуссии Президент РФ поручил ФАС России совместно с другими заинтересованными ведомствами и АНО «Институт развития Интернета» до 1 сентября 2016 г. представить предложения по внесению изменений в налоговое законодательство, направленные на обеспечение равных условий ведения деятельности российскими компаниями с использованием сети «Интернет».

Представители Ассоциации компаний интернет-торговли (далее – АКИТ), выдвинувшие предложение о введении НДС на товары, приобретаемые у зарубежных игроков, указывают на то, что российский сегмент не в состоянии конкурировать с иностранцами, которые в отличие от отечественных интернет-магазинов освобождены от уплаты ряда налогов и сборов. Это и обусловливает значительную разницу в цене на сопоставимую продукцию. В свою очередь потребитель выбирает иностранный сегмент. Представители АКИТ в поддержку своей инициативы также указывают на то, что введение налога повлечет существенное увеличение поступлений в российский бюджет, что положительно скажется на экономике страны.

К разработке мер по созданию равных условий для конкуренции российских и иностранных интернет-магазинов привлечена ФАС России. Поручение Президента РФ реализуется в рамках обсуждений как в антимонопольном ведомстве на заседании Экспертного совета по развитию конкуренции в области информационных технологий, так и на различных форумах[1]и в рабочих группах[2].

Тем не менее остается неясным, входит ли этот вопрос в компетенцию ФАС России, притом что данное нововведение напрямую затрагивает налоговое регулирование, а не сферу антимонопольного контроля.

С учетом текущей правоприменительной практики антимонопольного ведомства можно предположить, что ФАС России может квалифицировать неуплату налогов и сборов иностранными интернет-магазинами как недобросовестную конкуренцию, выраженную в достижении преимущества зарубежными участниками рынка перед российскими. Однако такая квалификация действий иностранных интернет-магазинов представляется сомнительной.

На практике решения антимонопольных органов об установлении недобросовестной конкуренции, выразившейся в нарушении налогового законодательства, крайне немногочисленны, а также успешно оспорены ответчиками в судах[3]. По мнению судов, чтобы квалифицировать действия хозяйствующего субъекта как недобросовестную конкуренцию, недостаточно установить лишь один элемент состава этого правонарушения – противоречие законодательству. Необходимо доказать наличие и других обязательных элементов, в том числе конкретные преимущества, полученные хозяйствующим субъектом в результате недобросовестной конкуренции, а также их направленность на незаконное получение преимуществ в ущерб конкурентам.

В противном случае любое нарушение каких-либо законодательных требований потенциально можно считать актом недобросовестной конкуренции, поскольку по такой логике недобросовестный субъект всегда будет в более выгодном положении по сравнению с добросовестным. Этот подход, на наш взгляд, абсолютно нелогичный и неоправданно расширяет полномочия ФАС России в части рассмотрения вопросов, выходящих за пределы ее компетенции.

Скорее всего, инициатива АКИТ не приведет к положительным изменениям в сфере интернет-торговли по нескольким причинам. Во-первых, введение НДС для иностранных игроков вряд ли увеличит цену на товары настолько, что она станет сопоставимой с ценой в российском сегменте рынка. Во-вторых, сам способ решения проблемы представляется неверным. Для создания справедливой конкуренции российским интернет-магазинам следует не просить государство принудительно уравнять цены, а поставлять товары, которые могли бы успешно конкурировать по цене и качеству с иностранными.

 

Елена Соколовская,

главный эксперт журнала

«Конкуренция и право»



[1] Например, на форуме «Интернет+Торговля», прошедшем в конце июня 2016 г.

[2] В частности, в рабочей группе в Совете Федерации, подготовившей проект «дорожной карты» по развитию интернет-торговли.

[3] См., например: Постановление ФАС ВСО от 26 июля 2013 г. по делу № А78-6793/2012.


14 сентября 2016 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие законодательные инициативы, по вашему мнению, наиболее значимы и нуждаются в скорейшем принятии?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.