6 февраля 2015 года на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) [1]опубликовано Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление).
Постановление подготовлено Минпромторгом России во исполнение поручения Правительства РФ и в соответствии с Планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году [2].
При этом, обратите внимание, продолжает действовать Приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», определяющий условия допуска иностранных медицинских изделий к участию в закупках на условиях, установленных данным Приказом (о 15-процентной преференции).
Постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования, т.е. с 14 февраля 2015 г.
Основные нововведения
Ограничение на допуск относится только к ряду медицинских изделий.
Постановлением утвержден перечень медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, на которые распространяется ограничение допуска на участие в государственных закупках (далее – Перечень). Перечень содержит наименование вида медицинского изделия и код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности («ОКПД») [3]. Согласно справке с сайта Правительства РФ при формировании Перечня учтено, что ОКПД для каждого вида медицинского изделия имеется минимум два конкурентоспособных отечественных производителя, которые позволяют обеспечить имеющиеся потребности российского здравоохранения и производство которых соответствует межгосударственному стандарту ГОСТ ISO 13485-2011 «Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Системные требования для целей регулирования».
Таким образом, предполагается, что самые высокотехнологичные и инновационные медицинские изделия, для которых отсутствуют отечественные аналоги, не были включены в Перечень.
Ограничение будет применяться ко всем заявкам, содержащим предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Армении, Белоруссии и Казахстана (далее –страны ЕАЭС). Такие заявки будут отклоняться заказчиками, если на участие в определении поставщика подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в Перечень, страной происхождения которых является одна из стран ЕАЭС;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.
Подтверждение страны происхождения медицинских изделий, включенных в Перечень, будет проводиться на основании сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченными органами (организациями) России, Армении, Белоруссии или Казахстана по форме, утвержденной Правилами определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств [4], и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, установленными данными Правилами.
Проанализировав положения Постановления, полагаем, что ограничение на участие иностранных медицинских изделий не будет применяться в следующих случаях:
- при закупке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств и не включенных в Перечень;
- если в закупке наряду с заявкой с предложением о поставке иностранного товара участвует одна заявка с предложением о поставке товара, страной происхождения которого является одна из стран ЕАЭС;
- если в закупке наряду с заявкой с предложением о поставке иностранного товара участвуют две и более заявки с предложением о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя, происходящего из одной из стран ЕАЭС. Т.е. если наряду с заявкой в отношении иностранного товара поданы две и более заявки с предложением поставки товара ЕАЭС одного и того же производителя;
- если в закупке участвуют заявки с предложениями поставки только иностранных товаров.
Законодательство не запрещает объединять в одной заявке предложения о поставке товаров отечественного и иностранного производства, если они взаимосвязаны, следовательно, в одной заявке могут быть одновременно представлены предложения о поставке как российских, так и иностранных медицинских изделий (в том числе из стран-членов ЕАЭС).
Из буквального прочтения Постановления следует, что ограничение на участие в закупках распространяется на все заявки на поставку иностранных медицинских изделий. Однако Постановление не определяет, как будет работать ограничение по отношению к заявкам, предлагающим поставку иностранных медицинских изделий наряду с поставкой товаров из одной из стран ЕАЭС, будет ли оно применяться или нет.
На практике, вероятнее всего, может возникнуть неопределенность относительно возможных действий заказчика в такой ситуации. Представляется, что действия заказчика в конкретной ситуации будут зависеть от анализа условий каждой заявки по отдельности и всех заявок в их совокупности. Во избежание двоякого толкования положений Постановления и в целях создания единообразной практики их применения, на наш взгляд, необходимы дополнительные разъяснения Правительства РФ.
Также согласно Постановлению установленные ограничения допуска к участию в закупках не применяются в следующих случаях:
- размещение извещений о закупках медицинских изделий, включенных в Перечень, в единой информационной системе в сфере закупок и (или) направление приглашений принять участие в определении поставщика закрытым способом, осуществленные до вступления в силу Постановления;
- осуществление закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в Перечень, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и официальными представительствами РФ при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства.
О чем подумать, что предпринять
В связи с рассмотренными нововведениями рекомендуем проанализировать существующую стратегию участия медицинских изделий в государственных и муниципальных закупках, при необходимости скорректировать ее с учетом введенных Постановлением ограничений.
Комментарий подготовлен
юридической компанией «Пепеляев Групп»
[1]http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201502060001
[2] Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р.
[3] Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 г. № 329-ст).
[4] Утверждены Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г.