На расширенном заседании Коллегии ФАС России, состоявшемся 12 марта 2014 г., прозвучали важные заявления представителей Правительства РФ, антимонопольной службы и Евразийской экономической комиссии. В частности, обсуждалась инициатива по объединению ФАС России и ФСТ России и созданию на их базе наделенного особым статусом государственного органа, руководитель которого не будет входить в Правительство РФ.
Отметим, что ФАС России, в отличие от антимонопольных ведомств других стран, обладает широкой компетенцией по контролю за соблюдением антимонопольного и иного законодательства. В связи с этим объединение функционала двух служб вряд ли повысит эффективность их работы и подтолкнет развитие конкуренции на рынке.
Сегодня некоторые полномочия ФАС России и ФСТ России пересекаются, например, в части контроля за порядком ценообразования. Исходя из этого представляется целесообразным не объединять эти органы, а пересмотреть их полномочия и упразднить дублирующие функции, которые создают проблемы хозяйствующим субъектам, применяющим антимонопольное законодательство и законодательство о регулировании тарифов.
Вызывает опасение также идея о наделении ФАС России функциями органа дознания. Сейчас у антимонопольной службы имеется достаточно полномочий для эффективного расследования картелей и привлечения к ответственности. Полномочия по проведению доследственной проверки и возбуждению дел по ст. 178 УК РФ, с нашей точки зрения, будут для нее избыточными. Осуществление немногочисленными сотрудниками антимонопольного органа дополнительных обязанностей может отрицательно сказаться на качестве решений ФАС России, отвлекать от одной из основных задач по расследованию антимонопольных нарушений.
В качестве приоритетного направления деятельности ФАС России на заседании Коллегии было вновь обозначено расследование картелей. Антимонопольная служба, по-прежнему, уделяет пристальное внимание так называемым социальным рынкам – рынкам обращения лекарственных средств и продовольственных товаров. Причем если ранее в поле зрения были в основном розничные сети, то теперь ФАС России планирует заняться оптовыми компаниями с целью проверки наличия сговора по поддержанию цен на продовольственные товары.
В ближайшее время антимонопольный орган вплотную займется рынком авиаперевозок. Антимонопольная служба на протяжении уже более 5 лет возбуждает дела в отношении авиаперевозчиков. Основные претензии ФАС России сводятся к обвинению авиакомпаний в злоупотреблении своим доминирующим положением на рынке пассажирских авиаперевозок, которое выражается в установлении монопольно высокой стоимости авиабилетов, нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при формировании тарифов на авиабилеты, а также экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен на авиабилеты. При этом доминирующее положение авиакомпаний устанавливается по конкретному маршруту, а в качестве основных механизмов доказывания подобных правонарушений используется сравнение цен на авиабилеты на сопоставимых по расстоянию, сезонным колебаниям и типу используемых воздушных судов маршрутах. Авиакомпании также обвинялись в согласованных действиях по установлению цен на авиабилеты, поскольку они ориентировались, в первую очередь, не на собственные фактические затраты, а на цены, установленные конкурентами.
В настоящее время ФАС России в очередной раз озадачена высокими ценами на авиабилеты и планирует ликвидировать существующую систему бронирования билетов, заимствованную российскими авиакомпаниями у Европы и США. Антимонопольная служба намерена заставить перевозчиков снижать цены за один-два дня до вылета. Новые правила бронирования планируется распространить как на российских, так и на зарубежных авиаперевозчиков, которые работают на территории РФ. Если авиакомпании не предпримут каких-то действий, чтобы исправить ситуацию с авиаперевозками, антимонопольный орган начнет возбуждать против них дела.
Чтобы наладить диалог с антимонопольным органом и не допустить возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, авиакомпаниям придется четко аргументировать свою позицию, приводить весомые экономические и иные аргументы в оправдание существующей системы ценообразования на авиабилеты. Но и ФАС России также следует внимательно изучить зарубежный опыт систем бронирования, перенесенный в Россию, в целях правильного применения российского антимонопольного законодательства.
Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»
Главная цифра
17.3
Такая статья об унификации имущественных торгов может появиться в Законе о защите конкуренции