Суббота, 15 ноября 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Аналитика /  По каким правилам будут работать цифровые...
По каким правилам будут работать цифровые платформы

Елена Соколовская,
партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп»
Анна Симаченко,

юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп»

Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 4, 2025 г.

Закон о платформенной экономике после многочисленных итераций и обсуждений с отраслью стремительно прошел рассмотрение в парламенте и получил визу Президента1. Его положения вступят в силу 1 октября 2026 г. Документ поможет создать прозрачную, безопасную и удобную среду на цифровых платформах, а также правовую основу их развития и функционирования. Благодаря этому Закону бизнес получит стабильные и предсказуемые условия для работы, покупатели будут защищены от недобросовестных продавцов, а у владельцев платформ появятся четкие ориентиры для их деятельности. Прокомментируем главные нововведения.

Законом о платформенной экономике (далее — Закон) определены основные понятия, закреплены принципы правового регулирования платформенной экономики, выделены специфические особенности взаимодействия операторов посреднических цифровых платформ с партнерами и пользователями.

Он предусматривает четкую сферу своего регулирования и не применяется к отношениям, связанным:

  • с организацией и осуществлением деятельности аудиовизуальных сервисов, деятельности лиц, являющихся кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, а также лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке;
  • предоставлением лицензии на использование программ для ЭВМ;
  • распространением исключительно товаров (услуг), принадлежащих владельцам таких информационных ресурсов.

Предусмотренное новым законом понятие «цифровая платформа» шире, чем в Законе о защите конкуренции

Под действия новых норм попадут лишь отношения, складывающиеся между такими субъектами, как операторы посреднических цифровых платформ, их партнеры и пользователи.

Подробно разобраться с этим субъектным составом нам позволит анализ понятийного аппарата Закона.

Комментарий. Без внесения дополнительных корректировок, направленных на гармонизацию действующих норм и положений Закона, повышается риск правовой неопределенности, в частности, в отношении субъектного состава антимонопольных запретов, предусмотренных ст. 10 и 10.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

 

Платформы в цифрах

15%

составляет сегодня доля цифровых платформ в общем объеме розничной торговли

 

6 млрд

заказов было сделано в 2024 г. через цифровые платформы

 

8

подзаконных актов предстоит подготовить Правительству РФ во исполнение норм нового Закона

 

Понятийный аппарат

В Законе дается определение таких понятий, как «платформенная экономика» и «цифровая платформа».

Платформенная экономика — это совокупность организационных и имущественных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской (и иной) деятельности через цифровые платформы.

Под цифровой платформой понимается информационная система, включая сайты, обеспечивающая технические, организационные, информационные и иные возможности для взаимодействия неограниченного круга лиц, а также продажи товаров.

Одним из новшеств стало введение понятия посреднической цифровой платформы (далее — ПЦП), которая обеспечивает взаимодействие операторов, партнеров и пользователей.

Остановимся на субъектном составе правоотношений, складывающихся на платформах (см. табл. 1): операторе ПЦП (далее также — оператор), партнере ПЦП (далее также — партнер) и пользователе ПЦП (далее также — пользователь).

 

Таблица 1. Основные субъекты правоотношений на цифровых платформах

Оператор ПЦП

Партнер ПЦП

Пользователь ПЦП

Лицо, оказывающее услуги, связанные с организацией взаимодействия партнеров и пользователей на посреднической цифровой платформе

Лицо, осуществляющее деятельность на посреднической цифровой платформе, направленную на продажу товаров пользователям-покупателям (партнер-продавец);

или

лицо, осуществляющее деятельность на посреднической цифровой платформе, направленную на выполнение работ, оказание услуг пользователям-заказчикам (партнер-исполнитель)

Лицо, использующее технические возможности посреднической цифровой платформы в целях приобретения товаров (пользователь-покупатель), получения результатов выполнения работ, оказания услуг (пользователь-заказчик)

На первый взгляд эта терминология не вызывает особых вопросов. Однако стоит напомнить, что в Законе о защите конкуренции также есть определение понятия цифровой платформы, а его ст. 10.1 предусмотрен запрет монополистической деятельности владельца такой платформы.

Так есть ли разница между понятийным аппаратом уже действующего законодательства и принятого Закона? Проведем сравнительный анализ (см. табл. 2).

 

Таблица 2. Сравнение понятийных аппаратов двух законов

Закон о платформенной экономике

Закон о защите конкуренции

Цифровая платформа — информационная система / сайт в сети «Интернет» и (или) программы для электронных вычислительных машин, обеспечивающие технические, организационные, информационные и иные возможности для взаимодействия неограниченного круга лиц, в том числе в целях обмена информацией и ее распространения, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг

Посредническая цифровая платформа — платформа, обеспечивающая в совокупности взаимодействие оператора, партнеров и пользователей в целях заключения гражданско-правовых договоров, а также предоставляющая техническую возможность размещения заказов и (или) карточек товаров, совершения сделок, осуществления оплаты товара (работы, услуги) пользователем в пользу партнера и включенная в реестр посреднических цифровых платформ

Цифровая платформа — программа (совокупность программ) для электронных вычислительных машин в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», обеспечивающая совершение сделок между продавцами и покупателями определенных товаров

Очевидно, что понятие «цифровая платформа», предусмотренное новым Законом, несколько шире, чем то, что определено в Законе о защите конкуренции. Действующий термин скорее сопоставим с понятием «посредническая цифровая платформа» с учетом их целевой направленности.

 

Порядок взаимодействия оператора ПЦП и партнеров

Значительное количество положений Закона направлено на регулирование вопросов, связанных с деятельностью ПЦП. Наибольший интерес с антимонопольной точки зрения вызывают аспекты взаимодействия с партнерами. Рассмотрим основные.

 

Договор между оператором ПЦП и партнером

Оператор и партнер взаимодействуют на основе договора, который заключается после осуществления оператором проверки сведений о лице, имеющем намерение стать партнером, посредством ЕГРЮЛ или ЕГРИП либо идентификации и аутентификации с использованием единой системы.

Есть потенциальные риски нарушения посреднической цифровой платформой антимонопольных запретов

Для оператора предусмотрена возможность одностороннего внесения изменений в условия договора. Тем не менее на него возлагается обязанность уведомить об этом партнера за 45 дней в случае, если такое изменение влечет за собой:

  • изменение мер ответственности, предусмотренных договором;
  • увеличение размера вознаграждения оператора за услуги, оказываемые партнеру;
  • изменение порядка определения размера вознаграждения оператора за услуги, оказываемые партнеру;
  • снижение размера вознаграждения владельца пункта выдачи заказов;
  • изменение порядка определения размера вознаграждения владельца пункта выдачи заказов;
  • изменение условий приемки, хранения, возврата товаров партнеров-продавцов.

Отмечается, что подобные изменения должны вноситься в договор с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством.

Комментарий. Введение этих положений вполне логично и обоснованно, поскольку есть потенциальные риски нарушения ПЦП антимонопольных запретов, в том числе путем злоупотребления доминирующим положением в форме навязывания контрагенту невыгодных условий договора.

 

Предоставление скидок на товары

Введение скидок на товары продавцов (партнеров) по Закону допускается в порядке, предусмотренном договором между оператором и партнером при условии, что партнеру направлено уведомление о намерении снизить цену товара и получено его согласие.

Партнер вправе согласиться на участие в такой акции, указав срок действия согласия и (или) количество товаров, на которые оно распространяется, или отказаться от участия в акции, направив оператору соответствующее уведомление. Более того, оператор ПЦП обязан обеспечить партнеру возможность установить запрет на продажу предлагаемых им товаров со снижением цены за его счет.

Комментарий. Необходимость в этих положениях продиктована складывающейся правоприменительной практикой антимонопольного органа.

Например, на площадках двух доминирующих на рынке маркетплейсов товары продавались со скидками, которые автоматически включались в категорию распродажи без предварительного согласия продавцов и за их счет, что фактически лишало последних права управлять ценами на собственные товары. Антимонопольная служба оперативно выдала доминантам предупреждения.

Таким образом, включение нововведений в текст Закона вполне обоснованно и направлено на то, чтобы не допускать подобные антиконкурентные практики в будущем, а также обеспечить добровольное, прозрачное участие продавцов в акциях.

 

Поисковая выдача

Если на ПЦП допускается возмездное оказание оператором услуг, влияющих на поисковую выдачу, оператор обязан предоставлять доступ к таким услугам всем партнерам на равных условиях.

Законом предусмотрены правила поисковой выдачи товаров: при формировании поисковой выдачи не допускается влияние на ее результаты в нарушение критериев сортировки, примененных пользователем.

Комментарий. Очевидно, что эти нововведения также обусловлены сформировавшейся правоприменительной практикой антимонопольного органа.

Стоит вспомнить дело в отношении «Яндекса», закончившееся мировым соглашением. Компания давала в своей поисковой выдаче преимущество собственным сервисам, которые появлялись в так называемых колдунщиках — интерактивных виджетах.

Считаем эти новые нормы вполне логичными. Они направлены на то, чтобы не допустить подобные недобросовестные практики при формировании поисковой выдачи в будущем.

 

Рассмотрение жалоб на посреднической цифровой платформе

Согласно Закону действия (бездействие) оператора, связанные с применением им в отношении партнера мер гражданско-правовой ответственности, ограничением доступа к личному кабинету, прекращением или ограничением размещения карточки товара, снижением рейтинга, изменением положения карточки товара в поисковой выдаче, могут быть обжалованы во внесудебном порядке.

Контролировать соблюдение требований в сфере платформенной экономики будет преимущественно ФАС России

На оператора возлагаются обязанности по организации системы досудебного рассмотрения жалоб (разрешения споров), обеспечению партнеру возможности обжаловать указанные действия (бездействие) и направить ответ на жалобу.

Комментарий. Несколько лет назад некоторые маркетплейсы уже ввели на своих площадках сервисы по досудебному урегулированию споров, связанных в том числе с нарушением прав на интеллектуальную собственность, между правообладателем и продавцом. Эти сервисы до сих пор действуют.

С нашей точки зрения, такие меры направлены на снижение административной нагрузки антимонопольного органа и судов, а также будут способствовать расширению и развитию института досудебного урегулирования споров на цифровых платформах.

 

Госконтроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере платформенной экономики

Контролировать соблюдение требований в сфере платформенной экономики будет преимущественно ФАС России. По ряду вопросов — Роспотребнадзор.

При осуществлении этого госконтроля плановые контрольные мероприятия проводиться не будут.

Комментарий. Передача антимонопольному органу контроля за исполнением преимущественного количества новых норм — вполне логичный шаг, поскольку значительная часть регулируемых Законом вопросов в той или иной мере уже была предметом рассмотрения регулятора.

Но пока до конца не ясно, как ФАС России будет на практике осуществлять этот контроль, ведь нормы Закона затрагивают широкий круг правоотношений, выходящих за пределы законодательно установленных полномочий антимонопольного органа.

1. Федеральный закон от 31.07.2025 № 289-ФЗ «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации».

Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться

14 августа 2025 г.