Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Аналитика /  КС РФ разрешил административное наказание «ниже...
КС РФ разрешил административное наказание «ниже низшего предела»

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.01.2013 № 1-П сформировал универсальную правовую позицию, согласно которой  при определении размера административного штрафа в целях соразмерности наказания следует учитывать характер и иные обстоятельства конкретного административного правонарушения, а также имущественное и финансовое положение лица, совершившего правонарушение. В связи с этим при значительных административных штрафах возможно назначение административного штрафа в размере ниже минимального предела.

Обстоятельства дела

Компания оспаривала в Конституционном Суде РФ положение ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ об административной ответственности за непредставление информации в антимонопольный орган. За нарушение обязанности по представлению в антимонопольный орган запрошенных сведений компания была привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере триста тысяч рублей, что является минимальным размером административного штрафа, предусмотренного в санкции данной нормы. Арбитражные суды, куда обратились представители компании, признали законным и оставили в силе постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа. При обращении в Конституционный Суд РФ компания указала, что оспариваемая норма устанавливает несоразмерно строгое наказание, для компании значителен даже такой минимальный штраф.

Выводы Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ положение ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, предусматривающее во взаимосвязи с установленными КоАП РФ правилами назначения административного наказания возможность привлечения юридического лица к административной ответственности в виде административного штрафа в определенных им пределах - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Конституционный Суд РФ в Постановлении указал, что законодатель не вправе произвольно устанавливать санкции за правонарушение. Даже минимальный размер штрафа, предусматриваемый оспариваемой нормой, может негативно отразиться  на имущественном положении многих юридических лиц. В результате административная санкция может превратиться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности. Все ограничения права собственности и свободы экономической деятельности должны базироваться на общих принципах права, отвечать требованиям справедливости, быть адекватными и соразмерными. Данные конституционные требования предопределяют установление различной ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.

В Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что если законодатель устанавливает значительные по размеру и безальтернативные штрафы, то он обязан вводить соответствующие правила назначения и исполнения административных наказаний, в том числе позволяющие учитывать имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к ответственности. Такой учет может осуществляться разными способами, такими как, например, назначение административного штрафа в размере ниже нижнего предела.

Конституционный Суд РФ потребовал от федерального законодателя внести в КоАП РФ необходимые изменения, которые бы позволили назначать наказание за данное нарушение антимонопольного законодательства с учетом всех обстоятельств дела. Впредь до внесения этих изменений при назначении штрафа по оспариваемой норме его минимальный размер может быть снижен судом или антимонопольным органом.

Комментарий

Позиция Конституционного Суда РФ об учете при рассмотрении дела об административном правонарушении характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения правонарушителя, иных имеющих значение для дела существенных обстоятельств в целях  обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания, и о возможности назначения административного наказания «ниже низшего предела» соответствующей административной санкции, носит универсальный характер и может быть использована при рассмотрении любых категорий дел об административных правонарушениях.

 

Елена Овчарова,

руководитель группы

административно-правовой защиты бизнеса

компании «Пепеляев Групп»,

кандидат юридических наук

 

Елена Лазарева,

ведущий юрист группы

административно-правовой защиты бизнеса

компании «Пепеляев Групп»

 

Полную версию статьи читайте в печатной версии журнала «Конкуренция и право» № 2, 2013 г.

Оформить подписку:
-
на сайте
- по телефону +7 (495) 649 1806
- по электронной почте
podpiska@cljournal.ru

Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться

05 февраля 2013 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Вход для пользователей       Зарегистрироваться



Цифра недели

3-е чтение

в Госдуме прошел закон об антикартельных полномочиях ФАС России

Опрос
Предлагаемые в пятом антимонопольном пакете меры достаточны для выявления и пресечения антиконкурентных практик цифровых платформ?