О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

В мире

Турбизнес раскритиковал идею ФАС России регулировать цены в отелях во время форумов
21 сентября 2021 г.

Обнаружен сговор на рынке клининговых услуг
20 сентября 2021 г.

ФАС России: банки не должны навязывать заключение договора страхования с определенной организацией
20 сентября 2021 г.

Аналитики изучили антимонопольный комплаенс как инструмент развития конкурентной среды
20 сентября 2021 г.

«Т Плюс» подозревают в манипулировании ценами на электроэнергию
20 сентября 2021 г.

Анонс: 21 сентября пройдет пресс-конференция о регулировании цен на отели во время крупных международных мероприятий
20 сентября 2021 г.

ЕЭК и антимонопольные органы ЕАЭС работают над совершенствованием регулирования в цифровой сфере
17 сентября 2021 г.

ВС РФ объяснил, когда невозможна закупка у единственного поставщика
17 сентября 2021 г.

Еще      Все новости
 Популярное

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 51681
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 21837
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 21691
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 19676
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 19572
 Обзоры

 Анонcы

Forbes Legal Forum
24 сентября 2021 г. в Москве Forbes Congress проведет ежегодную юридическую конференцию Forbes Legal Forum.
Полный текст
VII Евразийский антимонопольный форум
7–8 октября 2021 г. в Алматы пройдет VII Евразийский антимонопольный форум, организованный Агентством Республики Казахстан по защите и развитию конкуренции и Центром развития и защиты конкурентной политики.
Полный текст
VIII International Compliance Case Forum
21–22 октября 2021 г. в Москве пройдет VIII International Compliance Case Forum 2021. В рамках форума состоится награждение лауреатов бизнес-премии Russian Comliance Award.
Полный текст
7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2021»
18–19 ноября 2021 г. компания «Диалог Менеджмент Партнерс» проведет 7-ю практическую конференцию «Управление юридическими рисками: статус 2021». Формат комбинированный: очный в Москве и онлайн.
Полный текст



Главная /  Аналитика /  Ненадлежащая реклама потребзаймов. Практика...
Ненадлежащая реклама потребзаймов. Практика Омского УФАС России


Анна Ланбина,
начальник отдела рекламы Омского УФАС России

Пристальное внимание антимонопольного органа к рекламе финансовых услуг обусловлено прежде всего риском потери вложенных потребителем денег. Необходимо, чтобы с помощью изображения, текста у неопределенного круга лиц формировалось представление о продукте, его свойствах и качествах и потребитель мог сделать осознанный выбор. Учитывая отрицательное влияние ненадлежащей рекламы, Омское УФАС России систематически проводит мероприятия по ее выявлению и пресечению. Рассмотрим эту проблематику на примере рекламы ломбардов.


Только в 2020 г. управление привлекло к ответственности более 20 рекламодателей и распространителей рекламы финансовых услуг.

В практике Омского УФАС России часто встречаются нарушения в рекламе ломбардов, которые Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отнесены к финансовым организациям.

Ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном этим законом и нормативным актом Банка России. Основные виды деятельности такого юрлица – предоставление краткосрочных займов гражданам (физлицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах»).

Ломбарды вправе вести профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон о потребкредите).

При создании и распространении рекламы им следует ориентироваться на нормы ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). В части 1 этой статьи сформулировано основное требование к рекламе финансовых услуг: реклама банковских, страховых и иных финуслуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, их оказывающего или осуществляющего эту деятельность (для юрлица – наименование, для ИП – фамилию, имя и, если имеется, отчество).

Пример из практики Омского УФАС России

Управление признало ненадлежащей рекламу ломбарда «Лидер» следующего содержания: «Ломбард Низкий процент перерасчет процента принимаем в залог ювелирные изделия, телефоны бытовую технику ноутбуки инструменты меха автомобили мы работаем без штрафов и пеней». Она размещалась на фасаде жилого дома в Омске, в ней не было указания на юрлицо, оказывающее финуслуги, что противоречит законодательству о рекламе (дело № 055/05/28-945/2020, нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе).

 

Существуют организации, которые незаконно ведут деятельность ломбардов, – например, комиссионные магазины. При этом они позиционируют себя в рекламе как легальные ломбарды и тем самым вводят потребителей в заблуждение.

Зачастую под видом лица, оказывающего финансовые услуги (в том числе предоставляют займы, выдают деньги под залог), выступают индивидуальные предприниматели, не имеющие права вести деятельность ломбарда и не внесенные в реестр Банка России. Соответственно, они не могут рекламировать услуги по предоставлению краткосрочных займов гражданам под залог имущества.

Банковские, страховые и иные финансовые услуги могут оказывать, а финансовую деятельность вести только лица с соответствующими лицензиями, разрешениями, аккредитациями либо включенные в соответствующий реестр или являющиеся членами соответствующих саморегулируемых организаций. Реклама таких услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, которые не отвечают этим требованиям, не допускается (ч. 14 ст. 28 Закона о рекламе).

Реклама потребительских займов теми, кто не ведет профессиональную деятельность по их предоставлению согласно Закону о потребкредите, не допускается (ч. 13 ст. 28 Закона о рекламе). Обычным коммерсантам запрещено предоставлять потребзаймы, не получив лицензию или специальный статус.

Пример из практики Омского УФАС России

Управление сочло ненадлежащей рекламу, распространявшуюся на территории Омска индивидуальным предпринимателем: «Победа комиссионный магазин Покупка продажа аксессуары огромный выбор мы лучше чем ЛОМБАРД деньги под залог 0%* на 7 дней»; «Реальные цены Продажа покупка техники Победа комиссионный магазин 0%* на 7 дней мы лучше чем ломбард»; «Деньги под залог от 0,3% до 1%»; «Покупка продажа мобильные телефоны планшеты ноутбуки аксессуары огромный выбор Самые низкие цены в городе»; «Акция Выдача займов новым клиентам под залог на 7 дней без процента 0%*». ИП не относится к субъектам, которые по ст. 4 Закона о потребкредите имеют право вести профессиональную деятельность по предоставлению займов (дело № 055/05/28-1050/2020, нарушены требования ч. 13, 14 ст. 28 Закона о рекламе).

 

Если в рекламе услуг по выдаче кредита или займа, пользованию им и погашению кредита или займа есть хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, она должна содержать все остальные условия, которые определяют полную стоимость кредита (займа) по Закону о потребкредите для заемщика и влияют на нее (ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе).

Пример из практики Омского УФАС России

Управление зафиксировало факт размещения на фасаде жилого дома такой рекламы: «Росломбард основан в 2015 году На все займы 0,1% Золото/Залог ТК «Апельсин», 1 этаж roslom55.ru 8-800-250-4142 горячая линия». Отсутствие существенной информации о займе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей (дело № 055/05/28-1176/2020, нарушены требования ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе).

 

Любое лицо имеет возможность обжаловать ненадлежащую рекламу, в том числе финансовых услуг. Антимонопольный орган, признав рекламу ненадлежащей, вправе выдать тому, кто ее разместил, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.


23 марта 2021 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.







АРХИВ ВЫПУСКОВ



 Опрос

Следует ли закрепить в КоАП РФ в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность хозсубъекта, функционирование системы антимонопольного комплаенса?

  
  
      





 



+7 (495) 211 00 33
125047, г. Москва, ул. 3-я Тверская-Ямская,
д. 39, стр. 1
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.