О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

В мире

Искусственный интеллект облегчит процесс закупок
13 апреля 2021 г.

Анонс: 14 апреля состоится онлайн-брифинг директора Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алексея Сушкевича о функционировании рынка такси
12 апреля 2021 г.

«Опора России» просит оставить рыбакам преимущество пользования рыболовными участками при проведении электронных торгов
12 апреля 2021 г.

Уточнены правила применения предельных отпускных цен на жизненно важные лекарства
12 апреля 2021 г.

Суд утвердил штраф ФАС России для «Нижнекамскнефтехима» на 1,29 млрд руб.
09 апреля 2021 г.

Анонс: 15–16 апреля в Сочи пройдет семинар «Стратегические цели развития тарифного регулирования»
09 апреля 2021 г.

HeadHunter не смог обжаловать решение о нарушении Закона о защите конкуренции
09 апреля 2021 г.

Суд отменил предупреждение УФАС и разрешил уфимскому застройщику построить дом у озера
09 апреля 2021 г.

Еще      Все новости
Анонс: 14 апреля состоится онлайн-брифинг директора Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алексея Сушкевича о функционировании рынка такси
12 апреля 2021 г.

Анонс: 13 апреля в ЕЭК обсудят формирование общих условий функционирования рынка такси
08 апреля 2021 г.

Австрийская фармкомпания и конкурентное ведомство страны достигли соглашения по делу о злоупотреблении доминирующим положением
07 апреля 2021 г.

ЕЭК подозревает агрегаторов такси в нарушении общих правил конкуренции
07 апреля 2021 г.

Минюст США выдвинул требования к сделке на рынке сбора и утилизации отходов
01 апреля 2021 г.

ЕЭК приступила к разработке кодекса добросовестных практик для торговых сетей
01 апреля 2021 г.

Против PolishAgri возбуждено дело о злоупотреблении превосходящей переговорной силой
31 марта 2021 г.

Американскую компанию обвиняют в сговоре на рынке труда в сфере здравоохранения
31 марта 2021 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 44350
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 20718
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 20104
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 18243
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 18226
 Обзоры

 Анонcы

Петербургский международный юридический форум 9 ¾
18–22 мая 2021 г. в онлайн-формате пройдет Петербургский международный юридический форум 9 ¾.
Полный текст
X конференция «Комплаенс-менеджер: профессия и предназначение»
27 мая 2021 г. в Москве состоится X конференция «Комплаенс-менеджер: профессия и предназначение», в рамках которой будут награждены лауреаты премии «Комплаенс-2020».
Полный текст



Главная /  Аналитика /  Ненадлежащая реклама потребзаймов. Практика...
Ненадлежащая реклама потребзаймов. Практика Омского УФАС России


Анна Ланбина,
начальник отдела рекламы Омского УФАС России

Пристальное внимание антимонопольного органа к рекламе финансовых услуг обусловлено прежде всего риском потери вложенных потребителем денег. Необходимо, чтобы с помощью изображения, текста у неопределенного круга лиц формировалось представление о продукте, его свойствах и качествах и потребитель мог сделать осознанный выбор. Учитывая отрицательное влияние ненадлежащей рекламы, Омское УФАС России систематически проводит мероприятия по ее выявлению и пресечению. Рассмотрим эту проблематику на примере рекламы ломбардов.


Только в 2020 г. управление привлекло к ответственности более 20 рекламодателей и распространителей рекламы финансовых услуг.

В практике Омского УФАС России часто встречаются нарушения в рекламе ломбардов, которые Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отнесены к финансовым организациям.

Ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном этим законом и нормативным актом Банка России. Основные виды деятельности такого юрлица – предоставление краткосрочных займов гражданам (физлицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах»).

Ломбарды вправе вести профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон о потребкредите).

При создании и распространении рекламы им следует ориентироваться на нормы ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). В части 1 этой статьи сформулировано основное требование к рекламе финансовых услуг: реклама банковских, страховых и иных финуслуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, их оказывающего или осуществляющего эту деятельность (для юрлица – наименование, для ИП – фамилию, имя и, если имеется, отчество).

Пример из практики Омского УФАС России

Управление признало ненадлежащей рекламу ломбарда «Лидер» следующего содержания: «Ломбард Низкий процент перерасчет процента принимаем в залог ювелирные изделия, телефоны бытовую технику ноутбуки инструменты меха автомобили мы работаем без штрафов и пеней». Она размещалась на фасаде жилого дома в Омске, в ней не было указания на юрлицо, оказывающее финуслуги, что противоречит законодательству о рекламе (дело № 055/05/28-945/2020, нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе).

 

Существуют организации, которые незаконно ведут деятельность ломбардов, – например, комиссионные магазины. При этом они позиционируют себя в рекламе как легальные ломбарды и тем самым вводят потребителей в заблуждение.

Зачастую под видом лица, оказывающего финансовые услуги (в том числе предоставляют займы, выдают деньги под залог), выступают индивидуальные предприниматели, не имеющие права вести деятельность ломбарда и не внесенные в реестр Банка России. Соответственно, они не могут рекламировать услуги по предоставлению краткосрочных займов гражданам под залог имущества.

Банковские, страховые и иные финансовые услуги могут оказывать, а финансовую деятельность вести только лица с соответствующими лицензиями, разрешениями, аккредитациями либо включенные в соответствующий реестр или являющиеся членами соответствующих саморегулируемых организаций. Реклама таких услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, которые не отвечают этим требованиям, не допускается (ч. 14 ст. 28 Закона о рекламе).

Реклама потребительских займов теми, кто не ведет профессиональную деятельность по их предоставлению согласно Закону о потребкредите, не допускается (ч. 13 ст. 28 Закона о рекламе). Обычным коммерсантам запрещено предоставлять потребзаймы, не получив лицензию или специальный статус.

Пример из практики Омского УФАС России

Управление сочло ненадлежащей рекламу, распространявшуюся на территории Омска индивидуальным предпринимателем: «Победа комиссионный магазин Покупка продажа аксессуары огромный выбор мы лучше чем ЛОМБАРД деньги под залог 0%* на 7 дней»; «Реальные цены Продажа покупка техники Победа комиссионный магазин 0%* на 7 дней мы лучше чем ломбард»; «Деньги под залог от 0,3% до 1%»; «Покупка продажа мобильные телефоны планшеты ноутбуки аксессуары огромный выбор Самые низкие цены в городе»; «Акция Выдача займов новым клиентам под залог на 7 дней без процента 0%*». ИП не относится к субъектам, которые по ст. 4 Закона о потребкредите имеют право вести профессиональную деятельность по предоставлению займов (дело № 055/05/28-1050/2020, нарушены требования ч. 13, 14 ст. 28 Закона о рекламе).

 

Если в рекламе услуг по выдаче кредита или займа, пользованию им и погашению кредита или займа есть хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, она должна содержать все остальные условия, которые определяют полную стоимость кредита (займа) по Закону о потребкредите для заемщика и влияют на нее (ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе).

Пример из практики Омского УФАС России

Управление зафиксировало факт размещения на фасаде жилого дома такой рекламы: «Росломбард основан в 2015 году На все займы 0,1% Золото/Залог ТК «Апельсин», 1 этаж roslom55.ru 8-800-250-4142 горячая линия». Отсутствие существенной информации о займе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей (дело № 055/05/28-1176/2020, нарушены требования ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе).

 

Любое лицо имеет возможность обжаловать ненадлежащую рекламу, в том числе финансовых услуг. Антимонопольный орган, признав рекламу ненадлежащей, вправе выдать тому, кто ее разместил, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.


23 марта 2021 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие законодательные инициативы, по вашему мнению, наиболее значимы и нуждаются в скорейшем принятии?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.