О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

В мире

 Популярное

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 55742
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 22168
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 22131
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 20319
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 20054
 Обзоры

 Анонcы

Авторский курс практического комплаенса. Комплаенс-система как инструмент снижения юридических и репутационных рисков
7–8 декабря 2021 г. Учебно-методический центр ФАС России совместно с «Пепеляев Групп» проведут онлайн-курс повышения квалификации «Авторский курс практического комплаенса. Комплаенс-система как инструмент снижения юридических и репутационных рисков».
Полный текст
Семинар «Госзакупки-2022: новые требования, практика, сложные ситуации (44-ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ)»
13–15 декабря 2021 г. в Москве состоится семинар «Госзакупки-2022: новые требования, практика, сложные ситуации (44-ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ)». Организатор – Институт развития современных образовательных технологий.
Полный текст



Главная /  Аналитика /  Цифровизация закупок: плюсы и минусы перехода к...
Цифровизация закупок: плюсы и минусы перехода к электронному формату


Анна Миняева,
ведущий специалист – эксперт отдела контроля закупок УФАС России по Омской области
Специалисты по закупкам выделяют как положительные, так и отрицательные стороны процесса цифровизации. Изучив внесенные в законодательство о контрактной системе изменения, можно утверждать, что преимуществ от электронной процедуры закупок и для заказчиков, и для поставщиков больше. За исключением тех сфер, в которых усиление цифровой составляющей нецелесообразно по объективным причинам, например в связи с обеспечением безопасности РФ.


В 2017 г. многие положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) были реформированы в части осуществления закупок (Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“»). В частности, усилена электронная составляющая.

Рассмотрим подробнее внесенные законодателем изменения, а также их возможные последствия для всех сторон закупочного процесса.


Процедурные особенности

 

Цифровизированные закупки проводятся в виде:

  • конкурса: открытого; с ограниченным участием; двухэтапного;
  • лектронного аукциона;
  • запросов: предложений; котировок.

Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры сегодня регламентирован ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ.

В установленных решением Правительства РФ случаях закрытые способы определения поставщиков (закрытый и двухэтапный конкурсы, конкурс с ограниченным участием, аукцион) могут проводиться в электронной форме. Однако это необходимо согласовывать с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

При «обычных» или закрытых электронных процедурах заказчик сообщает информацию о закупке неограниченному или ограниченному кругу лиц. Для этого он размещает в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении закупки или направляет приглашения принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Между тем нормами Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заявка на участие в закрытой конкурентной закупке предоставляется в запечатанном конверте. Таким образом, закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сегодня остаются «за бортом» электронных закупок.

Сведения о цифровизированной закупке формируются, обрабатываются, хранятся, а также предоставляются посредством единой информационной системы в сфере закупок в Интернете (далее – официальный сайт ЕИС). А значит, любой пользователь может ознакомиться с информацией, находящейся в общедоступной части официального сайта ЕИС.

Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в случаях, поименованных в законе, в том числе при закупках: товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют гостайну; товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют гостайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта.

Отличительная особенность закрытой конкурентной закупки – в том, что информация о ней не размещается на официальном сайте ЕИС. При ее проведении заказчик обеспечивает конкуренцию, направляя не менее чем двум лицам, способным поставить товары, выполнить работы, оказать услуги, приглашения, и прикладывает документацию о закупке.Но прежде он исследует рынок и с учетом предмета закупки определяет, какие организации отвечают его требованиям.

Те, кому адресованы приглашения, должны соответствовать установленным законодательством требованиям (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Так, если предметом закупки являются услуги, деятельность по оказанию которых относится к лицензируемым, то приглашения необходимо направлять хозяйствующим субъектам с соответствующей лицензией.

О.А. Беляева рассматривает закрытые способы закупок как торги с ограниченным участием, поскольку приглашения и документация не размещаются в ЕИС, а направляются определенному кругу лиц1. По мнению В.М. Корякина, именно вследствие того, что заказчик направляет приглашения на участие в закрытых торгах ограниченному кругу лиц, применение таких способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) создает коррупционные риски2.

Таким образом, принципиальное отличие закрытых закупок состоит в том, что участвовать в них могут лишь компании, получившие специальные приглашения от заказчика.

Минэкономразвития России еще в 2005 г. обратил внимание на участившиеся случаи безосновательного ограничения числа участников закрытого конкурса на поставку продукции для нужд обороны и безопасности в части, составляющей гостайну. Министерство обратилось к государственным заказчикам с просьбой направить приглашения на участие в закрытом конкурсе всем хозяйствующим субъектам, указанным в перечне организаций, имеющих соответствующие лицензии (письмо Минэкономразвития России от 26.04.2005 № 5713-АШ/Д07 «О порядке проведения закрытых конкурсов на размещение заказов на поставку товаров (работ, услуг)»).

Считаем целесообразным для случаев применения закрытых способов закупок в связи с необходимостью соблюдения режима гостайны возложить на заказчиков обязанность приглашать к участию максимально возможное количество лиц, имеющих соответствующие лицензии и способных поставить товары (выполнить работы, оказать услуги).

Среди нововведений следует также обратить внимание на применение участниками закупки программно-аппаратных средств электронной площадки. Согласно п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержатьсогласие его участника на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе и не подлежащих изменению по результатам его проведения. Такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств.

 

Положительные и отрицательные стороны электронных закупок

 

Положительные черты:

  • процесс осуществления закупок выходит на новый уровень в рамках цифровизации всей экономики России;
  • минимизирована возможность сговора заказчика с участниками закупок, что способствует снижению коррупционных рисков;
  • быстрая скорость и удобство получения информации и осуществления закупки позволяют большему числу потенциальных поставщиков принять участие в закупочной процедуре;
  • заказчики и участники закупки, а также уполномоченные органы власти и учреждения освобождаются от «бумажной волокиты», сопровождающей подачу документов;
  • автоматизация и стандартизация процесса ведут к единообразию в сфере закупок;
  • цифровизация может стать гарантом соблюдения таких принципов контрактной системы, как открытость и прозрачность, обеспечение конкуренции.

Отрицательные черты:

  • бремя расходов, связанных с оплатой электронной площадки и наличием усиленной квалифицированной электронной подписи, может быть слишком большим для подавляющего числа участников закупки – субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • цифровизация требует от заказчика привлекать квалифицированных специалистов, обладающих навыками работы с электронной информацией;
  • в некоторых случаях использование электронной формы невозможно, в частности это касается закупок, которые проводятся закрытым способом.


____________________

1 Беляева О.А. Контрактная система: закрытые способы закупок // Аукционный вестник. 2013. 15 нояб. С. 1.

2 Корякин В.М. Противодействие коррупции в сфере закупок для нужд обороны и военной безопасности: монография. М., 2014. С. 238.


12 августа 2019 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.







АРХИВ ВЫПУСКОВ



 Опрос

Следует ли закрепить в КоАП РФ в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность хозсубъекта, функционирование системы антимонопольного комплаенса?

  
  
      





 



+7 (495) 211 00 33
125047, г. Москва, ул. 3-я Тверская-Ямская,
д. 39, стр. 1
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.