В 2017 г. многие положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) были реформированы в части осуществления закупок (Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“»). В частности, усилена электронная составляющая.
Рассмотрим подробнее внесенные законодателем изменения, а также их возможные последствия для всех сторон закупочного процесса.
Цифровизированные закупки проводятся в виде:
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры сегодня регламентирован ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ.
В установленных решением Правительства РФ случаях закрытые способы определения поставщиков (закрытый и двухэтапный конкурсы, конкурс с ограниченным участием, аукцион) могут проводиться в электронной форме. Однако это необходимо согласовывать с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
При «обычных» или закрытых электронных процедурах заказчик сообщает информацию о закупке неограниченному или ограниченному кругу лиц. Для этого он размещает в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении закупки или направляет приглашения принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Между тем нормами Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заявка на участие в закрытой конкурентной закупке предоставляется в запечатанном конверте. Таким образом, закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сегодня остаются «за бортом» электронных закупок.
Сведения о цифровизированной закупке формируются, обрабатываются, хранятся, а также предоставляются посредством единой информационной системы в сфере закупок в Интернете (далее – официальный сайт ЕИС). А значит, любой пользователь может ознакомиться с информацией, находящейся в общедоступной части официального сайта ЕИС.
Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в случаях, поименованных в законе, в том числе при закупках: товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют гостайну; товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют гостайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта.
Отличительная особенность закрытой конкурентной закупки – в том, что информация о ней не размещается на официальном сайте ЕИС. При ее проведении заказчик обеспечивает конкуренцию, направляя не менее чем двум лицам, способным поставить товары, выполнить работы, оказать услуги, приглашения, и прикладывает документацию о закупке. Но прежде он исследует рынок и с учетом предмета закупки определяет, какие организации отвечают его требованиям.
Те, кому адресованы приглашения, должны соответствовать установленным законодательством требованиям (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Так, если предметом закупки являются услуги, деятельность по оказанию которых относится к лицензируемым, то приглашения необходимо направлять хозяйствующим субъектам с соответствующей лицензией.
О.А. Беляева рассматривает закрытые способы закупок как торги с ограниченным участием, поскольку приглашения и документация не размещаются в ЕИС, а направляются определенному кругу лиц1. По мнению В.М. Корякина, именно вследствие того, что заказчик направляет приглашения на участие в закрытых торгах ограниченному кругу лиц, применение таких способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) создает коррупционные риски2.
Таким образом, принципиальное отличие закрытых закупок состоит в том, что участвовать в них могут лишь компании, получившие специальные приглашения от заказчика.
Минэкономразвития России еще в 2005 г. обратил внимание на участившиеся случаи безосновательного ограничения числа участников закрытого конкурса на поставку продукции для нужд обороны и безопасности в части, составляющей гостайну. Министерство обратилось к государственным заказчикам с просьбой направить приглашения на участие в закрытом конкурсе всем хозяйствующим субъектам, указанным в перечне организаций, имеющих соответствующие лицензии (письмо Минэкономразвития России от 26.04.2005 № 5713-АШ/Д07 «О порядке проведения закрытых конкурсов на размещение заказов на поставку товаров (работ, услуг)»).
Считаем целесообразным для случаев применения закрытых способов закупок в связи с необходимостью соблюдения режима гостайны возложить на заказчиков обязанность приглашать к участию максимально возможное количество лиц, имеющих соответствующие лицензии и способных поставить товары (выполнить работы, оказать услуги).
Среди нововведений следует также обратить внимание на применение участниками закупки программно-аппаратных средств электронной площадки. Согласно п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержатьсогласие его участника на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе и не подлежащих изменению по результатам его проведения. Такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств.
Положительные черты:
Отрицательные черты: