О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Евросоюз делает очередной шаг в борьбе с нарушениями цифровых гигантов
23 сентября 2020 г.

«Россети Московский регион» злоупотребили доминирующим положением
23 сентября 2020 г.

ВС РФ рассмотрел дело об отмене штрафа ФАС России для «Хэдхантера»
23 сентября 2020 г.

ФАС России наградили почетной премией конкурса по адвокатированию конкуренции Всемирного банка и МКС
23 сентября 2020 г.

Андрей Белоусов поддержал идею создания регулятора табачного рынка
23 сентября 2020 г.

Предлагается усовершенствовать механизм выявления манипулирования ценами на оптовом рынке электроэнергии
23 сентября 2020 г.

Эксперты обсуждают проект Нацплана развития конкуренции в РФ на 2021–2025 гг.
23 сентября 2020 г.

В Госдуме предлагают обязать госкомпании продавать лом на публичных торгах
23 сентября 2020 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19520
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16183
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16162
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 36140
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 18511
 Обзоры

 Анонcы

Круглый стол «Интеллектуальная собственность: миф о легальной монополии и его негативные последствия»
24 сентября 2020 г. состоится круглый стол «Интеллектуальная собственность: миф о легальной монополии и его негативные последствия». Организатор – LF Академия.
Полный текст
6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».
Полный текст



Главная /  Выбор редакции /  Без перехода права собственности. Кейс из...
Без перехода права собственности. Кейс из практики Татарстанского УФАС


Сергей Павлов,

заместитель руководителя УФАС по Республике Татарстан


Уже не первый раз предметом рассмотрения антимонопольной службы становятся нарушения в сфере торговли продовольственными товарами в местах лишения свободы. Как выяснил регулятор и подтвердили суды, создана антиконкурентная система организации продажи товаров для нужд подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.


Обстоятельства дела ФГУП «Калужское»

В октябре 2017 г. Татарстанское УФАС выявило признаки нарушения ФГУП «Калужское» ФСИН России (далее – ФГУП «Калужское») требований п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле).

Антимонопольный орган установил, что ФГУП «Калужское» реализует в розницу продовольственные товары через 24 торговых объекта, расположенных на территории исправительных учреждений Республики Татарстан. Эта деятельность ведется посредством организованной унитарным предприятием торговой сети.

Согласно представленной в антимонопольный орган информации, ФГУП «Калужское» заключало и исполняло агентские договоры, которыми обязалось от своего имени, но за счет принципала совершить юридические и иные действия, направленные на продажу товара принципала, в том числе оказывать услуги розничной продажи товара третьим лицам. Как следует из спецификаций к договорам, предметом реализации выступали продтовары.


Позиция антимонопольного органа

По мнению Татарстанского УФАС, действия ФГУП «Калужское» нарушили требования п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле. Управление возбудило дело и создало комиссию по его рассмотрению.

Комиссия установила, что торговые объекты на основании договоров безвозмездного пользования объектами нежилого фонда, закрепленными на праве оперативного управления за учреждениями ФСИН России, были переданы предприятию в целях организации розничной торговли продуктами питания и предметами первой необходимости для нужд осужденных.

Фактически деятельность ФГУП «Калужское» заключается в осуществлении торговой деятельности посредством организации торговой сети в значении, придаваемом этому понятию п. 8 ст. Закона о торговле. Следовательно, на ФГУП распространяются положения этого Закона, в том числе ст. 13.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле запрещено заключение договора, по которому продукция передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на поставленный товар (договоры комиссии, поручения, агентский или смешанный договор). В нарушение этой нормы ФГУП «Калужское» заключило 10 агентских договоров. Предприятие не покупало товар напрямую у поставщика, а лишь выступало в качестве площадки, где этот товар продается, что противоречит действующему законодательству.

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия Татарстанского УФАС вынесла решение о признании ФГУП «Калужское» нарушившим требования п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле путем заключения и исполнения агентских договоров, по которым продукция передается для реализации унитарному предприятию без перехода к нему права собственности на товар.

ФГУП «Калужское» выдано предписание об устранении нарушения. Предприятию предстоит прекратить реализацию схемы, когда товар по факту перепродается, а не покупается у поставщика для последующей продажи в магазинах, принадлежащих торговой сети. Также рассматривается вопрос о возбуждении административного производства, в результате которого на юридическое лицо компании может быть наложен штраф от 2 млн руб.

В настоящее время законность решения и предписания оспаривается в Арбитражном суде Республики Татарстан. Однако доводы антимонопольного органа ранее уже были подтверждены арбитражными судами по итогам рассмотрения дел № А72-14542/2015, А28-8418/2016.


Бэкграунд

Деятельность ФГУП «Калужское» по реализации товаров на территориях учреждений ФСИН России уже рассматривалась антимонопольной службой.

В начале 2017 г. Комиссия ФАС России признала, что действия ФСИН России, направленные на изменение системы организации продаж (реализации) продуктов питания, предметов первой необходимости, а также других промтоваров для нужд подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей на территориях исправительных учреждений в Москве, привели к ограничению конкуренции и нарушили ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Начиная с осени 2013 г. Федеральная служба исполнения наказаний направляла начальникам своих территориальных органов телеграммы и письма с требованиями заключить:

  • между подчиненными исправительными учреждениями и ФГУП «Калужское» договоры о передаче на основе безвозмездного пользования объектов нежилого фонда, закрепленных на праве оперативного управления за территориальными органами и ФГУПами ФСИН России;
  • между следственными изоляторами и названным унитарным предприятием соглашения о взаимодействии и осуществлять организацию торговой деятельности исключительно через это предприятие.

ФГУП «Калужское» стало единственным хозяйствующим субъектом, который распоряжениями ФСИН России был допущен к организации торговли и поставок в следственные изоляторы. В результате прекратились прямые договорные отношения с организациями, поставлявшими товары в СИЗО до того, как Федеральная служба исполнения наказаний направила телеграммы и письма.

Из действовавших ранее сайтов, через которые продавались (реализовывались) товары, был оставлен один – skladsizo.ru.

Сократилось количество поставщиков. И, как следствие, увеличились фактические расходы подозреваемых и обвиняемых (либо их родственников) на приобретение товаров, включенных в Перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету (приложение № 2 к Правилам внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста России от 06.10.2006 № 311). Причем увеличение расходов не было связано с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара.

Введение административного барьера помешало иным хозяйствующим субъектам, помимо ФГУП «Калужское», войти на рынки.

ФАС России приняла решение о наличии в действиях ФСИН России нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в создании антиконкурентной системы организации продаж (реализации) товаров для нужд лиц, содержащихся под стражей. Выводов о том, что только сам факт организации продаж через ФГУП «Калужское» является нарушением Закона о защите конкуренции, служба не делала.

Решение и предписание ФАС России о совершении действий, необходимых для устранения нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, были обжалованы в Арбитражный суд г. Москвы. Их законность подтверждена судами первой, апелляционной и кассационных инстанций.


07 августа 2018 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











№ 3, 2020 (май-июнь)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?

  
  
  
  
  
      





 



При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.