О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

В мире

Искусственный интеллект облегчит процесс закупок
13 апреля 2021 г.

Анонс: 14 апреля состоится онлайн-брифинг директора Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алексея Сушкевича о функционировании рынка такси
12 апреля 2021 г.

«Опора России» просит оставить рыбакам преимущество пользования рыболовными участками при проведении электронных торгов
12 апреля 2021 г.

Уточнены правила применения предельных отпускных цен на жизненно важные лекарства
12 апреля 2021 г.

Суд утвердил штраф ФАС России для «Нижнекамскнефтехима» на 1,29 млрд руб.
09 апреля 2021 г.

Анонс: 15–16 апреля в Сочи пройдет семинар «Стратегические цели развития тарифного регулирования»
09 апреля 2021 г.

HeadHunter не смог обжаловать решение о нарушении Закона о защите конкуренции
09 апреля 2021 г.

Суд отменил предупреждение УФАС и разрешил уфимскому застройщику построить дом у озера
09 апреля 2021 г.

Еще      Все новости
Анонс: 14 апреля состоится онлайн-брифинг директора Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алексея Сушкевича о функционировании рынка такси
12 апреля 2021 г.

Анонс: 13 апреля в ЕЭК обсудят формирование общих условий функционирования рынка такси
08 апреля 2021 г.

Австрийская фармкомпания и конкурентное ведомство страны достигли соглашения по делу о злоупотреблении доминирующим положением
07 апреля 2021 г.

ЕЭК подозревает агрегаторов такси в нарушении общих правил конкуренции
07 апреля 2021 г.

Минюст США выдвинул требования к сделке на рынке сбора и утилизации отходов
01 апреля 2021 г.

ЕЭК приступила к разработке кодекса добросовестных практик для торговых сетей
01 апреля 2021 г.

Против PolishAgri возбуждено дело о злоупотреблении превосходящей переговорной силой
31 марта 2021 г.

Американскую компанию обвиняют в сговоре на рынке труда в сфере здравоохранения
31 марта 2021 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 44350
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 20718
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 20105
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 18243
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 18227
 Обзоры

 Анонcы

Петербургский международный юридический форум 9 ¾
18–22 мая 2021 г. в онлайн-формате пройдет Петербургский международный юридический форум 9 ¾.
Полный текст
X конференция «Комплаенс-менеджер: профессия и предназначение»
27 мая 2021 г. в Москве состоится X конференция «Комплаенс-менеджер: профессия и предназначение», в рамках которой будут награждены лауреаты премии «Комплаенс-2020».
Полный текст



Главная /  Аналитика /  Как бороться с дискредитацией: два кейса из...
Как бороться с дискредитацией: два кейса из практики Татарстанского УФАС


Игорь Павлов,
заместитель руководителя УФАС по Республике Татарстан

Если конкурент распространяет о вашей компании либо продукции ложные, неточные или искаженные сведения, это может не только принести материальные убытки, но и испортить деловую репутацию. Однако такие действия грозят как минимум предупреждением, полученным от антимонопольной службы. В этом можно убедиться на примере двух кейсов из практики УФАС по Республике Татарстан.


Статьей 14.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на дискредитацию, то есть на распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки другому хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации.

Недобросовестные компании используют дискредитацию, чтобы подорвать доверие потребителей и контрагентов к конкуренту или его продукции и привлечь к собственному товару. С этой целью они распространяют ненадлежащие сведения, к которым в том числе относится неполная информация о конкуренте, его товарах и услугах.

Выявляя подобные нарушения, антимонопольные органы в пределах своих полномочий возбуждают и рассматривают дела, принимают решения, выдают предписания и предупреждения. Примерами могут послужить предупреждения УФАС по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС) двум компаниям: ООО «Открытие» (далее – «Открытие») и ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (далее – МТС).

 

Введение в заблуждение 

В Татарстанское УФАС поступило обращение, в котором указывалось на неправомерные действия «Открытия» (далее также – Общество). Они выражались в использовании на упаковке товарного знака Mätti указания «финский контроль качества» и «финские хлопья», что, по мнению заявителя, вводит потребителей в заблуждение о месте происхождения этой продукции. 

Фактические обстоятельства

Согласно представленным компанией документам и пояснениям, ранее она сменила наименование с ООО «ПАК ТАЙМ» на ООО «Открытие», о чем сделана запись в ЕГРЮЛ.

Основной вид деятельности «Открытия» – производство пищевых продуктов. Общество выпускает порционные овсяные каши, готовые завтраки (мюсли, кукурузные хлопья, шоколадные и медовые шарики), самостоятельно фасует мюсли на своей производственной площадке, расположенной в Высокогорском районе Республики Татарстан.

В мае 2016 г. Общество заключило договор оказания услуг с финской компанией KLC Kymen Laboratories Ltd. Она занимается микробиологическими и химическими исследованиями продуктов питания, производимых «Открытием», и тем самым подтверждает достоверность указанного на упаковке обозначения «финский контроль качества». Наименование Mätti используется на основании лицензионного договора от 12.01.2015, заключенного с другой финской компанией – Top Hill Trading, владельцем товарного знака Mätti.

По договору поставки овсяные хлопья для производственных нужд «Открытие» закупает у ОАО «Завод контрактного производства ПАК ТАЙМ». Однако, как стало известно Татарстанскому УФАС, последнюю закупку хлопьев из-за границы завод осуществил в марте 2015 г. у голландской компании Ravensbergen Food B.V. Информация об иных поставках иностранного сырья отсутствует.

Из пояснений «Открытия» следует, что финские хлопья входят только в состав мюсли и в производстве других продуктов не используются. Тем не менее в результате мониторинга сайта интернет-магазина Общества, где представлена его продуктовая линейка, выяснилось, что на упаковках каш с товарным знаком Mätti содержится указание «финские хлопья высшего качества». Более того, на сайте в каталоге продукции отмечается: «выращены в экологически чистых районах Финляндии».

«Открытие» также использует схожее с флагом Финляндии изображение на своих упаковках, размещая его рядом с обозначениями «финский контроль качества» и «финские хлопья». Поясняя этот факт, Общество заявило, что изображение не является финским флагом. 

Решение антимонопольного органа

Татарстанское УФАС пришло к выводу, что на упаковках продукции «Открытия» содержатся обозначения (изображения), схожие с флагом Финляндии.

Обществу, поскольку в его действиях обнаружены признаки нарушения Закона о защите конкуренции, выдано предупреждение о необходимости прекратить указывать на упаковках обозначение «финские хлопья» и размещать изображение, схожее с финским флагом, и не вводить потребителей в заблуждение относительно наличия поставляемых из Финляндии компонентов. Предупреждение антимонопольного органа исполнено в указанные сроки. 

На что следует обратить внимание

Введение в заблуждение – это следствие распространения не негативной информации, как при дискредитации, а позитивной, касающейся деятельности самого распространителя и (или) его товара. Однако, чтобы действия компании были признаны актом недобросовестной конкуренции, эта информация должна не соответствовать действительности.

Место производства может означать как страну, так и более узкий географический объект, на территории которого был производен товар. Введение в заблуждение возможно как вследствие ложных указаний о таком месте, так и вследствие использования обозначений, ассоциирующихся у потребителей с каким-либо географическим объектом. Например, цветовое сочетание, напоминающее флаг страны.

Качество товара – это совокупность его потребительских свойств. В свою очередь, под потребительским свойством понимают такое свойство товара, которое проявляется в процессе удовлетворения потребностей покупателя. Введение в заблуждение может выражаться не только в создании ложного впечатления о том, что те или иные свойства имеются, но и ложного представления о том, в какой степени они проявляются.

Способ изготовления означает применяемые при производстве технологии, комплектующие материалы и другие условия производства товара. Введение в заблуждение относительно изготовителя тоже возможно как вследствие ложных указаний о происхождении товара, так и вследствие использования обозначений, ассоциирующихся у потребителей с другой компанией.

Перечень обстоятельств, о которых потребитель может быть введен в заблуждение, открытый.

 

Распространение недостоверной информации 

В Татарстанское УФАС поступило заявление о неправомерных действиях МТС, выразившихся в распространении недостоверной информации об услугах и качестве интернет-связи и телевидения, предоставляемых ПАО «Таттелеком» (Казань). 

Фактические обстоятельства

В результате проведенного анализа установлено, что обе компании осуществляют аналогичный вид деятельности – реализуют услуги интернет-связи и телевидения на территории Республики Татарстан, а значит, являются конкурентами. И МТС, распространяя не соответствующую действительности информацию о товарах (услугах) конкурента, может дискредитировать его деловую репутацию. При этом распространяемые данные не имеют ссылки и подтверждения на официальные технические испытания товара (услуги) ПАО «Таттелеком» (далее – «Таттелеком»).

Известный оператор связи утверждал, что «Таттелеком», ПАО «Ростелеком» и АО «ЭР-Телеком Холдинг» (Дом.ру) предоставляют услуги по воздушным и оптоволоконным линиям, что приводит к плохому качеству сигнала, и только МТС пользуется подземными линиями, поэтому погодные и иные факторы не влияют на подачу и качество сигнала. Между тем ранее Татарстанское УФАС установило, что у «Таттелекома» также есть подземные линии связи.

Кроме того, МТС сообщала о повышении конкурентом тарифов на услуги интернет-связи и телевидения. Эта информация не была достоверной, впоследствии не подтвердилась, однако с ее помощью компания дискредитировала и наносила ущерб деловой репутации «Таттелекома». 

Решение антимонопольного органа

Татарстанское УФАС пришло к выводу, что в результате «Таттелекому» причинен (может быть причинен) материальный вред в виде потери клиентов и негативного восприятия товаров (услуг). Распространяемая МТС информация содержит признаки неточности, искаженности и ложности, вводит (может ввести) потребителей в заблуждение, создает некорректное, неверное и негативное отношение к товару (услуге), предоставляемой и реализуемой «Таттелекомом», в том числе к его качеству, потребительским свойствам, а также дискредитирует и производит некорректное сравнение товаров (услуг).

В связи с наличием в действиях МТС признаков нарушения п. 1 ст. 14.1 и п. 1–3 ст. 14.3 Закона о защите конкуренции, выразившихся в распространении недостоверных сведений, Татарстанское УФАС на основании ст. 39.1 этого Закона предупредило компанию о необходимости прекратить распространение информации, порочащей честь и деловую репутацию «Таттелекома». Предупреждение исполнено в установленные сроки. 

На что следует обратить внимание

Не любое распространение не соответствующих действительности сведений, дискредитирующих другую компанию, признается актом недобросовестной конкуренции, а лишь такое, которое непосредственно может предоставить компании преимущества перед конкурентами и причинить им вред.

Эта форма недобросовестной конкуренции имеет три признака:

―   распространение информации;

―   ее недостоверность (ложность, неточность, искаженность);

―   причинение вреда (нанесение ущерба деловой репутации).

Распространение информации – это любые действия, в результате которых информация стала известна третьим лицам (или хотя бы одному из них). Способ распространения не имеет значения: это может быть публичное выступление, интервью в СМИ, деловое письмо.

Ложность означает полное несоответствие информации действительному положению дел.

Искаженность – интерпретация хозяйствующим субъектом информации о существующем или состоявшемся факте, действии, событии применительно к конкуренту в такой форме, которая повлечет ее неверное, негативное восприятие третьими лицами, включая потребителей.

Неточность – распространение хозяйствующим субъектом информации о конкуренте не в полном объеме, что не позволяет всесторонне ее воспринять, получить исчерпывающе верное представление об излагаемом факте, действии или событии.

Распространение информации, снижающей уровень доверия к конкуренту, но являющейся достоверной, не относится к данной форме недобросовестной конкуренции.


19 сентября 2017 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие законодательные инициативы, по вашему мнению, наиболее значимы и нуждаются в скорейшем принятии?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.