Анна Симаченко,
юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп»
Решение Верховного Суда РФ от 29.05.2025 № АКПИ25-158 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев третьего, пятого, восьмого информационного письма Минфина России от 13.03.2025 № 24-03-09/24756 «Об указании одной страны происхождения товара в заявке на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Заявитель
ООО «Медград»
Резюме эксперта
Верховный Суд РФ устранил неопределенность в вопросе, допустимо ли указывать в заявке на участие в госторгах нескольких стран происхождения товара. Суд поддержал позицию Минфина России, согласно которой множественность стран в заявке не допускается. Иной подход не предусмотрен действующим законодательством в сфере закупок, отметил ВС РФ. Более того, поскольку страна происхождения является существенным условием контракта, наличие в заявке нескольких стран несет потенциальный риск признания контракта незаключенным ввиду того, что не достигнуто согласие по данному вопросу между сторонами.
Полагаем, принятое Верховным Судом РФ решение имеет существенное значение, особенно для поставщиков медизделий, испытывающих трудности в обозначенном вопросе (компоненты сложносоставных медизделий могут иметь различное происхождение) и будет служить ориентиром для участников торгов при формировании заявки на участие в закупах.
Обстоятельства дела
ООО «Медград» обратилось в ВС РФ с административным иском о признании не действующим в части письма Минфина России от 13.03.2025 № 24-03-09/24756.
Согласно письму указание нескольких стран происхождения товара в заявке на участие в закупке Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) не предусмотрено.
По мнению заявителя, спорные разъяснения противоречат действительному смыслу отдельных нормативных положений, а также сформированной правоприменительной практике, допускающей указание нескольких стран происхождения товара в заявке на участие в закупке. Запрет на указание нескольких стран влечет для общества невозможность поставки сложносоставных медизделий (оборудования), а указание одной страны впоследствии может быть расценено как предоставление заказчику недостоверной информации о товаре и повлечь отклонение заявки, а также признание контракта незаключенным.
Решение ВС РФ и его обоснование
ВС РФ отказал в удовлетворении иска, сделав ряд выводов.
1. Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ (далее — Закон № 360-ФЗ) в ст. 43 Закона № 44-ФЗ введен подп. «б» п. 2 ч. 1, согласно которому для участия в закупке заявка должна содержать предложение участника в отношении объекта закупки, в том числе наименование страны происхождения товара. «Наименование страны происхождения товара» законодателем используется в единственном числе, которое не подразумевает в представляемой заявке указания на множественность стран происхождения товара.
2. С учетом положений п. 1 ст. 432 ГК РФ условие контракта о стране происхождения товара является существенным и в случае, если стороны не достигли соглашение по нему, такой договор считается незаключенным.
3. Подлежат отклонению доводы истца:
Заявителем подана апелляционная жалоба.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.06.2025 по делу № А03-3515/2024
Участники дела
ООО «Промтех» против Алтайского УФАС России
Резюме эксперта
Суды трех инстанций напомнили, что режим коммерческой тайны считается установленным, лишь если обладатель информации принял необходимые меры по охране ее конфиденциальности. Соответственно, использование учредителем новой компании — бывшим сотрудником фирмы-конкурента — сведений, составляющих коммерческую тайну прежнего работодателя, не всегда может квалифицироваться как недобросовестная конкуренция в соответствии со ст. 14.7 Закона о защите конкуренции.
В рассматриваемом случае отсутствовал четко определенный перечень информации, составляющей коммерческую тайну. А это, как указали суды, исключает возможность признания таких сведений конфиденциальными и обеспечения их правовой охраны. Кроме того, не представлены доказательства отрицательного воздействия на рынок.
Полагаем, это решение будет способствовать более вдумчивому подходу хозсубъектов к установлению режима коммерческой тайны.
Обстоятельства дела
ООО «Промсат» и ООО «Промтех» — конкуренты на рынке реализации в России запасных частей и комплектующих для горнодобывающей техники и машин из Китая. В «Промсате» утверждено Положение о коммерческой тайне, с которым при трудоустройстве был ознакомлен гражданин Г. В период работы в этой компании Г. преобразовал ООО «ТЛК „Груз-Гарант“», учредителем и руководителем которого являлся, в «Промтех». После увольнения этого гражданина из «Промсата» «Промтех» направлял коммерческие предложения контрагентам своего конкурента. Алтайское УФАС России пришло к выводу, что Г. скопировал идею работы «Промсата», его рыночную стратегию, методы продвижения товаров, данные о контрагентах, цели, содержание торговых соглашений, которые по договоренности сторон считаются конфиденциальными.
Управление сочло «Промтех» нарушившим ст. 14.7 Закона о защите конкуренции.
Первая инстанция и апелляция признали незаконным решение антимонопольного органа.
УФАС подало кассационную жалобу.
Решение кассации и его обоснование
Кассация поддержала позицию нижестоящих судов и разъяснила:
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.05.2025 по делу № А40-190063/2023
Участники дела
ОАО «РЖД» против ФАС России
Резюме эксперта
Как указал суд кассационной инстанции, антимонопольный орган уполномочен рассматривать жалобы на неисполнение предписаний, выданных в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), и в случае отсутствия в ней прямой ссылки на норму закона, которая была нарушена. Если содержание жалобы соответствует одному из предусмотренных этим законом оснований для ее принятия, она подлежит рассмотрению антимонопольным органом.
Суд подчеркнул, что факт неисполнения заказчиком предписания квалифицируется как нарушение п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. Кроме того, заказчик в таком случае осуществляет деятельность с нарушением требований положения о закупке, что дает участнику торгов право обжаловать его действия (бездействие).
Полагаем, что решение кассации будет способствовать беспрепятственной реализации участниками торгов права на защиту своих прав и законных интересов.
Обстоятельства дела
По результатам рассмотрения жалобы ООО «Спецстройкомплект» в действиях заказчика (АО «РЖД») ФАС России установила нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 5 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ. Заказчику выдано предписание.
В дальнейшем «Спецстройкомплект» вновь обратился в антимонопольную службу с жалобой на действия (бездействие) РЖД при проведении открытого конкурса в электронной форме, в обоснование которой сослался на неисполнение заказчиком выданного предписания.
ФАС России признала это обращение обоснованным, а РЖД — нарушившими ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ. Заказчику повторно выдано обязательное к исполнению предписание.
Не согласившись с этими решением и предписанием, заказчик обратился в суд.
Удовлетворяя требования, первая и апелляционная инстанции исходили из того, что антимонопольный орган не имел полномочий на рассмотрение жалобы «Спецстройкомплекта» в связи с отсутствием в ней доводов о нарушениях, перечисленных в ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
Решение кассации и его обоснование
Кассация посчитала выводы судов ошибочными:
Судебные акты по делу отменены, в требованиях РЖД отказано.