Анна Симаченко,
юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп»
Решение Верховного Суда РФ от 01.04.2025 № АКПИ25-109 «Об удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим письма Федеральной антимонопольной службы от 01.03.2023 № СП/14532/23 «Разъяснения по вопросу доказывания нарушений при проведении обязательных торгов в рамках дел о банкротстве»
Заявитель
Союз Операторов Электронных Площадок
Резюме эксперта
ВС РФ признал недействующим письмо ФАС России с разъяснениями о том, что антимонопольный орган вправе рассматривать жалобы в отношении банкротных торгов на основании ст. 18.1 Закона о защите конкуренции без проведения анализа состояния конкуренции.
Суд отметил, что ФАС России необоснованно распространила правила ст. 18.1 Закона о защите конкуренции на торги, регламентируемые Законом о банкротстве. Тем самым ведомство возложило на операторов электронных площадок дополнительные обязанности, включая приостановление торгов и исполнение антимонопольных предписаний, что противоречит положениям ГК РФ и Закона о банкротстве.
Обстоятельства дела
Союз обратился в ВС РФ с административным иском о признании недействующим письма ФАС России от 01.03.2023 № СП/14532/23.
В письме, в частности, ведомство указало:
По мнению заявителя, разъяснения даны ведомством с превышением полномочий и не соответствуют действующему законодательству.
Решение кассации и его обоснование
ВС РФ признал письмо недействующим и разъяснил:
Апелляционная инстанция оставила решение в силе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.05.2025 по делу № А32-32302/2024
Участники дела
Непубличное АО «Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края «Омега» против Краснодарского УФАС России
Резюме эксперта
Кассация не согласилась с позицией нижестоящих судов, которые признали незаконным требование заказчика о предоставлении документального подтверждения фактической оплаты выполненных работ по ранее заключенным договорам для получения баллов по критерию «Аналогичный опыт выполнения работ».
Суд отметил, что заказчик вправе самостоятельно устанавливать критерии оценки заявок для выявления наиболее квалифицированных участников. Нижестоящие суды не исследовали, создает ли спорное требование неравные условия для участников или же оно обосновано целями обеспечения надежности и качества исполнения контракта.
Обстоятельства дела
УФАС признало обоснованной жалобу участника на действия заказчика, установившего в конкурсной документации, что для получения баллов по критерию «Аналогичный опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг» требуется представление документов, подтверждающих оплату исполненных контрактов/договоров.
УФАС согласилось, что спорное требование ставит участников закупки в неравное положение: участники, имеющие опыт в рамках договоров, обязательства по которым исполнены посредством взаимозачета, не могут предоставить подтверждающие оплату документы. Само по себе составление и подписание сторонами акта оказанных услуг устанавливает фактическое участие контрагента в исполнении обязательств по договору.
Заказчик обжаловал решение и предписание УФАС в суде.
Первая инстанция и апелляция требования не удовлетворили, посчитав действия УФАС законными.
Заказчик подал кассационную жалобу.
Решение кассации и его обоснование
Кассация отменила принятые по делу судебные акты, сделав ряд выводов.
Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.05.2025 по делу № А20-2021/2023
Участники дела
МКУ «Департамент дорожного хозяйства и благоустройства» местной администрации городского округа Нальчик, ООО «Дорремстрой-1» против Кабардино-Балкарского УФАС России, Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики.
Резюме эксперта
Суды трех инстанций сошлись в едином мнении, что госконтракт, при заключении которого допущено нарушение законодательства о закупках (заключение контракта не на конкурентных торгах, а с единственным поставщиком), является ничтожным и к нему применимы последствия недействительной сделки.
Суды отметили: ничтожность контракта свидетельствует, что у исполнителя не появляется право требовать оплаты за выполненные работы. Поскольку в данном случае работы выполнены, а денежные средства получены, суды пришли к выводу о применении односторонней реституции – возврата полученных по контракту средств в бюджет.
Обстоятельства дела
УФАС проведена проверка законности действий Учреждения при заключении муниципального контракта с единственным поставщиком, по ее результатам выявлены нарушения ч. 1, 6 и 7 ст. 24 Закона № 44-ФЗ.
УФАС и прокуратура обратились в суд с иском о признании недействительным контракта и применении последствий недействительности сделки.
Суды требования удовлетворили, кассация их поддержала, но направила дело на новое рассмотрение в части вопроса о применении последствий недействительности сделки.
При новом рассмотрении суд первой инстанции и апелляция применили последствия недействительности контракта в виде взыскания с «Дорремстрой-1» (Подрядчика) в пользу Учреждения (Заказчика) более 52 млн руб. (средств, полученных по контракту). Заказчик и «Дорремстрой-1» подали кассационную жалобу.
Решение кассации и его обоснование
Кассация оставила в силе принятые судебные акты, отметив: