Анна Симаченко,
юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп»
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 06.09.2024 по делу № А29-3852/2023 (решение в пользу фонда)
Участники дела
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Коми против УФАС по Республике Коми
Резюме эксперта
Верховный Суд РФ разъяснил, как определять, относится ли организация к органам власти. В данном деле речь шла о применении Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 № 587, регулирующего частную детективную и охранную деятельности, для разрешения вопроса о правомерности госзакупки охранных услуг у частных охранных предприятий (ЧОП).
Ранее факт осуществления отдельных публично-правовых функций позволял судам отнести СФР к органам исполнительной власти. Однако ВС РФ исходил из того, есть ли прямое упоминание о фонде в Указе Президента РФ о структуре федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ).
По сути Суд изменил подход к рассматриваемому вопросу, что указывает на значимость данного решения для дальнейшей правоприменительной и судебной практики.
Обстоятельства дела
Фонд провел открытые электронные аукционы на оказание охранных услуг.
По условиям аукционов допускались в том числе участие ЧОП и заключение с ними контракта.
Решением УФАС действия заказчика, не установившего запрет на участие ЧОП, признаны противоречащими п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
Фонд обратился в суд.
Три инстанции согласились с выводами антимонопольного органа:
Фонд подал кассационную жалобу в ВС РФ.
Решение ВС и его обоснование
ВС РФ отменил принятые по делу судебные акты, руководствуясь следующим:
1. Действующий на момент спорных правоотношений Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 не относит ПФР к структуре ФОИВ. СФР, образованный путем реорганизации ПФР с ФСС, также является государственным внебюджетным фондом.
2. Наделение ПФР (СФР) публично-властными полномочиями по обеспечению права на пенсию не может служить основанием для отнесения фондов к системе ФОИВ и иных госорганов для целей, предусмотренных Постановлением Правительства РФ № 587, в силу отсутствия закрепления за фондами статуса госорганов.
3. Позиция УФАС о запрете на участие в закупках охранных услуг ЧОП фактически привела к тому, что не были достигнуты не только цели создания равных условий для участников, но и надлежащее обеспечение безопасности объектов Фонда.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.09.2024 по делу № А45-23039/2023 (решение в пользу антимонопольного органа)
Участники дела
ООО «ТехноНИКОЛЬ» против Новосибирского УФАС России
Резюме эксперта
Три инстанции пришли к выводу, что отсутствие обязательных критериев для квалификации действий хозсубъектов в качестве акта недобросовестной конкуренции в связи с незаконным получением и использованием информации, составляющей коммерческую тайну, является основанием для отказа в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Суды исходили из того, что факт направления ответчиками контрагентам общества более выгодных предложений доказан не был. При этом само по себе сотрудничество конкурентов заявителя с его контрагентами не может свидетельствовать о получении ими коммерческой тайны общества.
Обстоятельства дела
«ТехноНИКОЛЬ» обратилось в антимонопольный орган с заявлением о фактах недобросовестной конкуренции в связи с незаконным получением и использованием ООО «СБ-Сигма», ООО «СБ-Омега» информации, составляющей коммерческую тайну. Благодаря полученным сведениям эти лица направляли контрагентам «ТехноНИКОЛЬ» предложения о поставке товаров по более низкой цене.
УФАС отказало в возбуждении дела из-за отсутствия обязательных критериев для квалификации действий в качестве акта недобросовестной конкуренции.
Компания обратилась в суд.
Суды признали отказ УФАС законным.
«ТехноНИКОЛЬ» подало кассационную жалобу.
Решение кассации и его обоснование
Кассация поддержала выводы нижестоящих инстанций:
Также по теме:
Дайджесты решений по делам о недобросовестной конкуренции
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.09.2024 по делу № А40-277460/2023 (решение в пользу антимонопольного органа)
Участники дела
Гражданин Е.В. Альтовский против Московского УФАС России
Резюме эксперта
Суды напомнили, что ключевыми критериями, которые позволяют отграничить рекламу от информационного сообщения, являются: коммерческий характер, наличие сведений об объекте рекламирования и цель – привлечение внимание потребителей к товару.
Сообщение, поступившее с Единого портала госуслуг (ЕПГУ) с уведомлением граждан о мероприятии, данным критериям не отвечает. В связи с этим решение антимонопольного органа об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе признано законным.
Обстоятельства дела
Заявитель обратился в УФАС по факту незаконного распространения на его электронную почту рекламы следующего содержания: «Команды из Москвы во втором отборочном туре чемпионата «Битва роботов». Пять команд из Москвы примут участие во втором отборочном туре чемпионата «Битва роботов» … Смотрите «Битву роботов». Поддержите участников! Подписывайтесь на их сообщества…».
Сообщение поступило от отправителя Госуслуги (no-reply@gosuslugi.ru).
УФАС отказало в возбуждении дела, мотивировав это тем, что спорная информация не является рекламой в понимании ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе.
Заявитель обратился в суд.
Две инстанции поддержали позицию антимонопольного органа.
Заявитель подал кассационную жалобу.
Решение кассации и его обоснование
Кассация согласилась с выводами нижестоящих инстанций о том, что спорная информация не является рекламой, поскольку:
Также по теме:
Дайджесты решений по Закону о рекламе
Главная цифра
60%
закупок признаны несостоявшимися по итогам 2023 г.