СЛОВО ГЛАВНОГО ЭКСПЕРТА
Курс на импортозамещение продолжается
Политика импортозамещения активно реализуется как антисанкционный ответ еще с 2014 г. С тех пор сфера госзаказа не раз подвергалась изменениям, так как специфика его правового регулирования позволяет использовать разные ограничительные и запретительные механизмы для гибкого стимулирования российских поставщиков. В связи с кризисом из-за пандемии COVID-19 поддержка отечественных производителей вновь стала приоритетной, отмечает главный эксперт журнала «Конкуренция и право» Елена Соколовская.
ТЕМА НОМЕРА
ЗАКУПКИ
Оптимизация закупок: взгляд Казначейства
Как ключевые новации второго оптимизационного пакета поправок к Закону № 44-ФЗ повлияют на работу поставщиков? Почему Федеральное казначейство против специализированного регулирования рынков в сфере закупок? Какие доработки ждут ЕИС и ГИС «Независимый регистратор»? Отвечает заместитель руководителя ведомства, действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса Анна Теймуразовна Катамадзе.
«Мы бы хотели, чтобы в системе госзаказа не осталось белых пятен»
Минфин, ФАС и Казначейство России совместно подготовили оптимизационный пакет поправок в Закон № 44-ФЗ. Многие положения законодательства будут принципиально изменены в целях упрощения и повышения эффективности закупочных процедур, мотивации добросовестных предпринимателей и предупреждения сговоров на торгах. Об основных нововведениях рассказывает заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев.
В условиях снижения потребительской активности из-за кризиса государство начало активнее проводить протекционистскую политику, чтобы поддержать российский бизнес. Госзаказ – один из базовых инструментов последовательной модернизации правового регулирования в части включения в законодательство положений, направленных на ограничение объема закупок у иностранных поставщиков в пользу отечественных производителей. Партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Елена Соколовская и юрист «Пепеляев Групп» Гюльнара Мамедова разбираются, как будут работать обновленные правила квотирования закупок у российских компаний.
Включение в Реестр недобросовестных поставщиков. Какие выводы практики нужно учесть
До участия в торгах компания должна оценить реальные возможности исполнить контракт на предложенных условиях. Ведь неподписание договора грозит участнику-победителю санкцией в виде включения в Реестр недобросовестных поставщиков. Но в некоторых случаях «черной метки» можно избежать. Эксперт журнала «Конкуренция и право» Юлия Терешко рассказывает, при каких обстоятельствах регулятор и суды расценивают действия уклонистов как недобросовестное поведение, а при каких нет.
Позицию регулятора по теме высказывает заместитель начальника Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Роман Семенов.
Гособоронзаказ: границы кооперации
Одно из последствий пандемии – увеличилось количество случаев государственно-частного сотрудничества в сферах госзакупок и гособоронзаказа. И если при госзакупках юрлицо может стать поставщиком, только выразив соответствующее волеизъявление, то в случае гособоронзаказа производители и официальные дистрибьюторы нередко неожиданно обнаруживают себя участниками кооперации исполнителя по госконтракту. А это, в свою очередь, влечет дополнительные обязанности. Юрист санкт-петербургской корпоративной практики «Пепеляев Групп» Елена Рыбальченко анализирует, при каких условиях компания входит в кооперационную цепь.
Вынесен новый приговор по уголовно наказуемым картелям, при этом Президент РФ потребовал обязательно доводить дела о сговорах до суда; предприниматели отмечают снижение уровня конкуренции в России. Подробности – в новом материале рубрики.
В ФОКУСЕ
Как «вирусное регулирование» влияет на приоритеты конкурентной политики
Во время кризиса с помощью антимонопольных инструментов обеспечивается социально ответственное поведение бизнеса. Это может повлиять на конкурентную политику в России и в посткризисный период: приоритеты регулятора еще больше сместятся в сторону краткосрочных целей повышения благосостояния потребителей в ущерб долгосрочным целям развития рынка и конкуренции. Подходы к минимизации этого риска предлагают:
ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ
Правила контроля за чрезмерно высокими ценами на фармрынках. Практика Евросоюза
В последние несколько лет европейские конкурентные ведомства уделяют пристальное внимание делам об установлении доминирующими субъектами чрезмерно высоких цен. Особый интерес представляют фармацевтические рынки. Недавние решения регуляторов на первый взгляд идут вразрез с установившейся европейской конкурентной политикой и при этом затрагивают две важные темы: обоснованность вмешательства государства в ценообразование доминирующих компаний и вмешательство в функционирование фармотрасли в целом. Рассматриваемые вопросы особенно актуальны в свете пандемии COVID-19, уверены независимый консультант, экономист PhD Анастасия Щепетова и ведущий экономист MAPP – KPMG (Франция) Мария Литинская.
ПРАКТИКА УФАС
10 вопросов руководителю Челябинского УФАС России
Территориальное антимонопольное управление в Челябинской области впервые подготовило руководство по применению Закона № 223-ФЗ, сформулировало предложения по совершенствованию Закона о торговле и запустило проекты «Интерактивная площадка для органов власти» и «Меры Челябинского УФАС России по поддержке малого и среднего бизнеса в рамках преодоления экономических последствий COVID-19». Об этих инициативах рассказывает руководитель УФАС Анна Алексеевна Козлова.
Из нового обзора судебной практики по антимонопольным спорам вы узнаете, как ВС РФ расценивает внесение задатка на торгах третьим лицом и возбуждение административного дела по нарушениям в сфере рекламы без проведения внеплановых проверок. Подготовила дайджест юрист санкт-петербургской корпоративной практики «Пепеляев Групп» Елена Рыбальченко.
Главная цифра
11
обзор судебных антимонопольных споров за 2024 г. опубликован на сайте