Архив журнала «Конкуренция и право»
СЛОВО ГЛАВНОГО ЭКСПЕРТА
Разнообразие форм: проблемы квалификации недобросовестной конкуренции
5 января 2016 г. вступили в силу положения новой гл. 2.1 Закона о защите конкуренции, содержащей детализированные запреты на различные формы недобросовестной конкуренции. Изменилась ли практика антимонопольного органа и арбитражных судов за время действия новых норм, выясняет главный эксперт журнала «Конкуренция и право» Елена Соколовская.
ТЕМА НОМЕРА
НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Грани допустимого: прежнее понимание в новом прочтении
Правовой институт недобросовестной конкуренции укрепил свои позиции и «получил повышение». С 2016 г. на страже честной деловой практики на рынке стоит отдельная новая гл. 2.1 Закона о защите конкуренции. Предварительные итоги ее работы подводит начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Николай Николаевич Карташов, который рассказал нам о специфике доказывания установленных запретов и о том, почему они могут применяться достаточно широко.
Трудности подсудности
Сталкиваясь с недобросовестным поведением конкурентов, компании обращаются в ФАС России. Антимонопольная служба рассматривает их заявления и признает или не признает те или иные действия недобросовестной конкуренцией. Однако в последние годы пострадавшие все чаще обращаются напрямую в суды. Какие для этого есть законные основания и кому подсудны такие дела? Руководитель группы практики интеллектуальной собственности и товарных знаков «Пепеляев Групп», патентный поверенный РФ Юрий Яхин анализирует, как эти вопросы решаются в сфере интеллектуальных прав.
Триада «добропорядочность, разумность, справедливость»
Нередко поведение предпринимателя формально не подпадает под предусмотренное законом определение недобросовестной конкуренции. В такой ситуации квалифицировать действия как антиконкурентные можно, проверив их на соответствие требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Эти оценочные категории – самостоятельные и универсальные характеристики должного поведения при отсутствии законодательных предписаний и обычаев. Доцент СПбГУ, доктор юридических наук Дмитрий Петров предостерегает от безосновательного расширения усмотрения антимонопольных органов и судов, использующих эти категории.
Недобросовестная конкуренция в инновационных проектах
Компания, предложившая новый, инновационный продукт, который оказывается успешным, как правило, занимает лидирующее положение и получает весомую долю рынка. Но инновации рождаются в результате взаимодействия нескольких контрагентов, между которыми может возникнуть недобросовестная конкуренция. Виды злоупотреблений и возможные для разработчиков новых продуктов способы защиты своих прав и интересов разбирает эксперт Экспертного совета при Правительстве РФ по направлению «Повышение эффективности госзакупок» Екатерина Баранникова.
ДЕЛОВЫЕ ВСТРЕЧИ
Антитраст: глобальный цифровой контекст
Репортаж с VII Петербургского международного юридического форума, прошедшего с 16 по 20 мая 2017 г.
Как часто ФАС России будет проводить плановые проверки хозяйствующих субъектов? Увеличилось ли число конкурентов российских предпринимателей за последний год? Какие положительные изменения выявила Счетная палата РФ в сфере госзакупок? Кто лидирует в рейтинге эффективности региональных госзакупок, а кто замыкает список? Читайте в рубрике «Цифры и факты».
ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ
Верховный Суд РФ задает вектор развития антимонопольного законодательства
Президиум ВС РФ 16 марта 2016 г. утвердил Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и об административных правонарушениях в указанной сфере. Об этом документе и его влиянии на правоприменение нам рассказал главный консультант Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики ВС РФ Владимир Викторович Сафонов.
В ФОКУСЕ
Наценка без границ
Несмотря на усовершенствование законодательства, крупные торговые сети находят новые способы обойти закон и создать такую схему ценообразования, при которой они оказываются в выигрыше, а поставщики – в невыгодных для себя условиях. Заместитель руководителя УФАС по Республике Татарстан Игорь Павлов объясняет, почему так происходит, и предлагает решение этой проблемы.
Закон о торговле: новые вызовы
ФАС России подвела промежуточные итоги реализации поправок Закона о торговле, которые вступили в силу в июле 2016 г. Служба пришла к выводу, что сети освоили несколько способов маневрировать между обновленными нормами: вводят необоснованные штрафные санкции за нарушение условий договора поставщиками и вынуждают их поставлять в федеральные торговые сети продовольственные товары по более низким ценам, чем для региональных сетей. Антимонопольное ведомство задумалось о новых изменениях торгового закона, которые помогут решить обнаруженные проблемы. Нужны ли такие «изменения изменений», рассуждают участники опроса редакции: вице-президент по правовым вопросам региона Восточной Европы пивоваренной компании «Балтика» Антон Рогачевский, исполнительный директор Ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков, заместитель директора по правовым вопросам торговой сети «СПАР-Калининград» – члена Союза независимых сетей России Алексей Елаев и партнер, руководитель Санкт-Петербургской практики «Пепеляев Групп» Сергей Спасеннов.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Управление антимонопольными рисками и учетная политика
Как учетная политика компании в части формирования расходов стимулирует к тому, чтобы адекватно оценивать антимонопольные риски и разрабатывать меры по управлению ими? На этот вопрос отвечают директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС при Президенте РФ, заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор экономических наук, профессор Андрей Шаститко и заместитель директора Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС при Президенте РФ, заместитель заведующего кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук Наталья Павлова.
«Детские ограничения» в рекламе информационной продукции
В практике применения норм Закона о рекламе, призванных защитить детей от информации, которая может им навредить, до сих пор царит неопределенность. Чтобы разобраться, директор юридического департамента Европейской медиагруппы, член Экспертного совета ФАС России и УФАС по г. Москве по недобросовестной конкуренции и рекламе Дмитрий Григорьев изучает типы информационной продукции, особенности ее категорирования и маркировки, а также показательную практику антимонопольных органов и судов по этой теме.
ПРАКТИКА УФАС
Ведомственная vs государственная охрана
Управление ФАС по Тульской области рассмотрело дело предприятия «Охрана» и пришло к выводу, что действия органа исполнительной власти, заключившего контракт с ним как с единственным поставщиком услуг в сфере государственной охраны, незаконны. Этот рынок специфичен, судебная практика по подобным спорам неоднозначна, и принятое антимонопольным органом решение имеет прецедентное значение, полагает начальник отдела контроля органов власти УФАС по Тульской области Анастасия Ростиславова.
СУДЕБНЫЙ НАВИГАТОР
Закон о защите конкуренции не наделяет антимонопольный орган полномочием обращаться в суд с самостоятельным иском о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. Закон также не требует, чтобы жалоба, поданная по электронной почте, была подписана именно электронной цифровой подписью. Эти и другие выводы судов вы найдете в судебном навигаторе, который подготовила юрист санкт-петербургской корпоративной практики «Пепеляев Групп» Елена Рыбальченко.
Главная цифра
315
дел об антиконкурентных соглашениях и координации экономической деятельности ФАС России возбудила в 2024 г.