О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Нижегородская областная фармация оспорила решение ФАС России о закупках на 7,3 млрд руб.
27 января 2021 г.

Антимонопольный регулятор Великобритании подготовил информацию для бизнеса по соглашениям об устойчивом развитии
27 января 2021 г.

Госдума приняла закон об ускоренном возбуждении дел о недобросовестной конкуренции при осуществлении мероприятий Евро 2020
27 января 2021 г.

Госконтракты в 2021 г. будут авансироваться в повышенном размере
27 января 2021 г.

Анонс: 29 января состоится заседание Совета ЕЭК
27 января 2021 г.

В Подмосковье выявлен сговор Фонда капремонта общего имущества многоквартирных домов и 21 муниципального образования
27 января 2021 г.

Против мэрии Иркутска возбуждено антимонопольное дело из-за ликвидации 757 ларьков
27 января 2021 г.

КС РФ выпустил обобщение практики по конституционно-правовой защите предпринимательства
26 января 2021 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 40627
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 20252
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19520
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 17536
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 17526
 Обзоры

 Анонcы

Антимонопольный форум 2021
18 февраля 2021 г. в онлайн-режиме пройдет Антимонопольный форум 2021. Организаторы – Ассоциация антимонопольных экспертов и ФАС России.
Полный текст



Главная /  КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 3, 2017 (май-июнь)
КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 3, 2017 (май-июнь)

СЛОВО ГЛАВНОГО ЭКСПЕРТА

Разнообразие форм: проблемы квалификации недобросовестной конкуренции

5 января 2016 г. вступили в силу положения новой гл. 2.1 Закона о защите конкуренции, содержащей детализированные запреты на различные формы недобросовестной конкуренции. Изменилась ли практика антимонопольного органа и арбитражных судов за время действия новых норм, выясняет главный эксперт журнала «Конкуренция и право» Елена Соколовская.

ТЕМА НОМЕРА

НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Грани допустимого: прежнее понимание в новом прочтении

Правовой институт недобросовестной конкуренции укрепил свои позиции и «получил повышение». С 2016 г. на страже честной деловой практики на рынке стоит отдельная новая гл. 2.1 Закона о защите конкуренции. Предварительные итоги ее работы подводит начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Николай Николаевич Карташов, который рассказал нам о специфике доказывания установленных запретов и о том, почему они могут применяться достаточно широко.

Трудности подсудности

Сталкиваясь с недобросовестным поведением конкурентов, компании обращаются в ФАС России. Антимонопольная служба рассматривает их заявления и признает или не признает те или иные действия недобросовестной конкуренцией. Однако в последние годы пострадавшие все чаще обращаются напрямую в суды. Какие для этого есть законные основания и кому подсудны такие дела? Руководитель группы практики интеллектуальной собственности и товарных знаков «Пепеляев Групп», патентный поверенный РФ Юрий Яхин анализирует, как эти вопросы решаются в сфере интеллектуальных прав.

Триада «добропорядочность, разумность, справедливость»

Нередко поведение предпринимателя формально не подпадает под предусмотренное законом определение недобросовестной конкуренции. В такой ситуации квалифицировать действия как антиконкурентные можно, проверив их на соответствие требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Эти оценочные категории – самостоятельные и универсальные характеристики должного поведения при отсутствии законодательных предписаний и обычаев. Доцент СПбГУ, доктор юридических наук Дмитрий Петров предостерегает от безосновательного расширения усмотрения антимонопольных органов и судов, использующих эти категории.

Недобросовестная конкуренция в инновационных проектах

Компания, предложившая новый, инновационный продукт, который оказывается успешным, как правило, занимает лидирующее положение и получает весомую долю рынка. Но инновации рождаются в результате взаимодействия нескольких контрагентов, между которыми может возникнуть недобросовестная конкуренция. Виды злоупотреблений и возможные для разработчиков новых продуктов способы защиты своих прав и интересов разбирает эксперт Экспертного совета при Правительстве РФ по направлению «Повышение эффективности госзакупок» Екатерина Баранникова.

ДЕЛОВЫЕ ВСТРЕЧИ

Антитраст: глобальный цифровой контекст

Репортаж с VII Петербургского международного юридического форума, прошедшего с 16 по 20 мая 2017 г.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Как часто ФАС России будет проводить плановые проверки хозяйствующих субъектов? Увеличилось ли число конкурентов российских предпринимателей за последний год? Какие положительные изменения выявила Счетная палата РФ в сфере госзакупок? Кто лидирует в рейтинге эффективности региональных госзакупок, а кто замыкает список? Читайте в рубрике «Цифры и факты».

ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ

Верховный Суд РФ задает вектор развития антимонопольного законодательства

Президиум ВС РФ 16 марта 2016 г. утвердил Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и об административных правонарушениях в указанной сфере. Об этом документе и его влиянии на правоприменение нам рассказал главный консультант Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики ВС РФ Владимир Викторович Сафонов.

В ФОКУСЕ

Наценка без границ

Несмотря на усовершенствование законодательства, крупные торговые сети находят новые способы обойти закон и создать такую схему ценообразования, при которой они оказываются в выигрыше, а поставщики – в невыгодных для себя условиях. Заместитель руководителя УФАС по Республике Татарстан Игорь Павлов объясняет, почему так происходит, и предлагает решение этой проблемы.

Закон о торговле: новые вызовы

ФАС России подвела промежуточные итоги реализации поправок Закона о торговле, которые вступили в силу в июле 2016 г. Служба пришла к выводу, что сети освоили несколько способов маневрировать между обновленными нормами: вводят необоснованные штрафные санкции за нарушение условий договора поставщиками и вынуждают их поставлять в федеральные торговые сети продовольственные товары по более низким ценам, чем для региональных сетей. Антимонопольное ведомство задумалось о новых изменениях торгового закона, которые помогут решить обнаруженные проблемы. Нужны ли такие «изменения изменений», рассуждают участники опроса редакции: вице-президент по правовым вопросам региона Восточной Европы пивоваренной компании «Балтика» Антон Рогачевский, исполнительный директор Ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков, заместитель директора по правовым вопросам торговой сети «СПАР-Калининград» – члена Союза независимых сетей России Алексей Елаев и партнер, руководитель Санкт-Петербургской практики «Пепеляев Групп» Сергей Спасеннов.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Управление антимонопольными рисками и учетная политика

Как учетная политика компании в части формирования расходов стимулирует к тому, чтобы адекватно оценивать антимонопольные риски и разрабатывать меры по управлению ими? На этот вопрос отвечают директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС при Президенте РФ, заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор экономических наук, профессор Андрей Шаститко и заместитель директора Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС при Президенте РФ, заместитель заведующего кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук Наталья Павлова.

«Детские ограничения» в рекламе информационной продукции

В практике применения норм Закона о рекламе, призванных защитить детей от информации, которая может им навредить, до сих пор царит неопределенность. Чтобы разобраться, директор юридического департамента Европейской медиагруппы, член Экспертного совета ФАС России и УФАС по г. Москве по недобросовестной конкуренции и рекламе Дмитрий Григорьев изучает типы информационной продукции, особенности ее категорирования и маркировки, а также показательную практику антимонопольных органов и судов по этой теме.

ПРАКТИКА УФАС

Ведомственная vs государственная охрана

Управление ФАС по Тульской области рассмотрело дело предприятия «Охрана» и пришло к выводу, что действия органа исполнительной власти, заключившего контракт с ним как с единственным поставщиком услуг в сфере государственной охраны, незаконны. Этот рынок специфичен, судебная практика по подобным спорам неоднозначна, и принятое антимонопольным органом решение имеет прецедентное значение, полагает начальник отдела контроля органов власти УФАС по Тульской области Анастасия Ростиславова.

СУДЕБНЫЙ НАВИГАТОР

Закон о защите конкуренции не наделяет антимонопольный орган полномочием обращаться в суд с самостоятельным иском о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. Закон также не требует, чтобы жалоба, поданная по электронной почте, была подписана именно электронной цифровой подписью. Эти и другие выводы судов вы найдете в судебном навигаторе, который подготовила юрист санкт-петербургской корпоративной практики «Пепеляев Групп» Елена Рыбальченко.







 Опрос

Какие законодательные инициативы, по вашему мнению, наиболее значимы и нуждаются в скорейшем принятии?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.