Воскресенье, 9 февраля 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  "Конкуренция и право" № 5, 2015 (сентябрь-октябрь)
"Конкуренция и право" № 5, 2015 (сентябрь-октябрь)

Архив журнала «Конкуренция и право»

Содержание

 

Закупочный стандарт

ФАС России 21 июля 2015 г. опубликовала на своем официальном сайте Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц. Этот документ имеет рекомендательный характер и представляет собой обобщения выводов, сделанных антимонопольным органом в результате анализа практики применения Закона № 223-ФЗ в течение 2014–2015 гг. Рекомендации ФАС России комментирует главный эксперт журнала Елена Соколовская.

 

Четвертый антимонопольный пакет

Об институте внутренней апелляции по антимонопольным делам

В прошлом номере журнала «Конкуренция и право» подроб­но исследовался вопрос о том, как меняются стандарты дока­зывания в рамках четвертого антимонопольного пакета. За последние два крайне событийных месяца этот пакет приобрел статус закона. Между тем хотелось бы обратить внимание на еще одну новеллу, направленную на повы­шение единообразия применения законодательства анти­монопольными органами, - институт внутренней апелля­ции. Он предполагает возможность пересмотра ФАС России решений территориальных управлений. Об этом – в материале заместителя руководителя ФАС России Сергея Пузыревского.

 

Тема номера - Антимонопольное эссе

В рамках темы выпуска коллеги поднимают те вопросы в сфере антимонопольного регулирования, которые считают злободневными и о которых следует заявить сейчас. Среди авторов антимонопольного эссе: В. Орлова, И. Цветков, С. Авдашева, А. Шаститко, Е. Мушта, О. Беляева, К. Соловов, С. Шубин, А. Костоваров, Е. Свечников.

Так, руководитель практики интеллектуальной собственности и товарных знаков компании «Пепеляев Групп» Валентина Орлова отметила, что наконец появилась определенность, какие нововведения планируются в отношении форм недобросовестной конкуренции, о необходимости законодательного закрепления которых давно и много говорилось. По мнению старшего юриста компании «Пепеляев Групп» Евгения Мушты, дискуссии по очередному антимонопольному пакету, к сожалению, так и не коснулись главных вопросов – о качестве правоприменения и необходимости обеспечить строгое соблюдение прав и законных интересов участников гражданского оборота при рассмотрении антимонопольного дела. На взгляд профессора кафедры коммерческого права МГУ им. М.В. Ломоносова Игоря Цветкова, одними из самых острых остаются пробле­мы неопределенности антимонопольного законодатель­ства и его несогласованности с нормами иных отраслей законодательства (гражданского, налогового и др.). Они порождают трудности правоприменения.

 

В фокусе

Стандарт корпоративных закупок: в поисках оптимальной модели

С момента вступления в силу Закона № 223-ФЗ, регулирую­щего отношения в сфере корпоративных закупок, прошло почти четыре года, что формально может служить основа­нием для обобщения сложившейся практики и выработки рекомендаций по применению отраслевого законодатель­ства, нивелированию рисков. Вместе с тем подготовленный ФАС России Стандарт закупочной деятельности отдель­ных видов юридических лиц вряд ли поможет заказчикам в построении эффективной заку­почной политики, а поставщикам - в успешном участии в закупках, заключает юрист Филипп Тасалов.

 

Форумы и конференции

Неделя конкуренции в России

См. фоторепортаж.

 

Цифры и факты

Основные цели, на которые будут направлены действия ФАС России, – сдерживание аппетитов естественных монополий, борьба с коррупцией, противодействие картелям, приоритет интересов потребителей и обеспечение комфортных условий для развития малого бизнеса. Об этом руководитель антимонопольного ведомства Игорь Артемьев заявил на юбилейном заседании Коллегии ФАС России 23 сентября 2015 г. Читать далее.

 

Актуальные вопросы

О положительных эффектах электронных форм закупок

По закону в России проводятся в электронной форме толь­ко аукционы. Однако Договором о Евразийском экономи­ческом союзе установлена обязанность государств-участников обеспечить проведение в электрон­ном формате и других видов закупок. Кроме того, к 2014 г. завершилась реализация Соглашения о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 г., которая предусматривала гармонизацию законодательства, внедре­ние информационных технологий и введение националь­ного режима. По мнению начальника Юридического управления ФАС России Игоря Башлакова-Николаева, распространение элек­тронной формы закупок положительно скажется на бизнесе, а сферу госзаказа сделает более доступной и прозрачной.

Критерии взаимозаменяемости лекарственных препаратов: тенденции и практика

Внимание антимонопольного ведомства к фармацевтическому рынку сохраняется не один год. Сейчас регулирование отрас­ли реформируется и дорабатывается. Недавно вступил в силу пакет поправок в Закон об обращении лекарственных средств, вышли Рекомендации ФАС России по разработке и примене­нию коммерческих политик хозяйствующим субъектам, зани­мающим доминирующее положение на рынках лекарственных средств и медицинских изделий. На стадии обсуждения находится Кодекс поведения фармкомпаний. Но, несмотря на усилия регулятора, остаются непроясненные вопросы, в частности определение взаимоза­меняемости лекарственных препаратов, рассуждают юрист компании «Пепеляев Групп» Алина Мамаева и старший юрист по России и СНГ компании «МСД Фармасьютикалс» Илья Чистых.

Процедура комплаенса при установлении цен: случай из практики

В российской правоприменительной практике часто встречается вопрос, касающийся ценообразования доминирующих компаний: как определить тонкую грань между необходимым антимонопольным вмешательством и сугубо гражданско-правовым спором двух контрагентов? Руководитель антимонопольной практики ПАО «Уралкалий» Азамат Абдульменов и эксперт RBB Economics Виталий Пружанский рассматривают эту проблему на примере недавнего дела «Уралкалия», который прибег к процедурам комплаенса, чтобы минимизировать риск привлечения к антимонопольной ответственности в связи с увеличением цены на один из своих продуктов.

Правовая природа антимонопольной ответственности

Имеют ли меры ответственности за антимонопольные нарушения особую правовую природу и требуется ли специальное законодательное регулирование для их применения? Проанализировав историю вопроса и правовую позицию КС РФ, профессор кафедры гражданского права Волгоградского государственного университета Анатолий Рыженков делает вывод, что альтернативные формы наказания за правонарушение в сфере защиты конкуренции юридически корректны, а их появление вызвано объективной необходимостью.

Сравнительная реклама в российском законодательстве

Один из наиболее популярных и проверенных временем приемов  – сравнение рекламируемого товара с аналогичными. Даже в коротком рекламном сообщении производитель может наглядно показать, в чем преимущества его товара и недостатки продукции конкурентов и почему потребителям необходимо остановить свой выбор именно на нем. Однако не всякое сравнение отвечает требованиям закона, напоминает директор юридического департамента ООО «Европейская медиа группа» Дмитрий Григорьев.

 

Практика УФАС

Управляй и властвуй

С 1 мая 2015 г. введено лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, за исключе­нием ее осуществления товариществом собственников жилья или специализированным кооперативом. Измене­ния в жилищном законодательстве заставили органы мест­ного самоуправления предпринять некоторые действия, уточняет начальник отдела контроля органов власти УФАС по Тульской области Анастасия Ростиславова.

 

Судебный навигатор

Юрист санкт-петербургской корпоративной практики компании «Пепеляев Групп» Елена Рыбальченко в очередном выпуске судебного навигатора комментирует дела об участии антимонопольного органа в гражданско-правовых спорах между хозяйствующими субъектами в качестве третьего лица.

Оформить подписку:

- на сайте

- по телефону +7 (495) 649 1806

- по электронной почте podpiska@cljournal.ru

Главная цифра

315

дел об антиконкурентных соглашениях и координации экономической деятельности ФАС России возбудила в 2024 г.

Опрос
Внедрена ли в вашей компании коммерческая или другая подобная политика, позволяющая минимизировать антимонопольные риски?
Будем рады вашему участию в опросе редакции журнала «Конкуренция и право». Это займет меньше минуты.

Принять участие в опросе