Пятница, 17 января 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 6, 2014 (ноябрь-декабрь)
КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 6, 2014 (ноябрь-декабрь)

Архив журнала «Конкуренция и право»


Появление новых и развитие существующих технологий обусловливают чрезвычайно быстрый рост и изменения на рынке телекоммуникационных каналов связи (ТКС) как в России, так и во всем мире.

Эта отрасль отличается высокой степенью монополизации и сосредоточением больших долей у весьма ограниченного круга основных игроков. При этом телекоммуникационный рынок является комплексным и подразделяется на множество сегментов в зависимости от их продуктовых границ.

ФАС России может определить продуктовые границы достаточно широко – например, услуги связи в целом, но в большинстве случаев исходит из конкретного типа предоставляемых операторами услуг. Так, выделяются рынки подвижной и фиксированной радиотелефонной связи, широкополосного доступа в Интернет и кабельного вещания и иные, на которых обращаются услуги конечным пользователям.

Особо следует отметить сегмент интерконнекта. К нему относятся рынки международного и национального роуминга – как абонентского, так и операторского, а также различные рынки, продуктовыми границами которых являются услуги, оказываемые операторами друг другу для обеспечения своей деятельности: аренда каналов связи, предоставление инфраструктуры и т.д.

Телекоммуникационные рынки характеризуются высокой концентрацией, что серьезно влияет на число нарушений антимонопольного законодательства. Всегда есть вероятность, что в действиях игроков будут обнаружены признаки злоупотребления доминирующим положением. Причем компании могут допускать антимонопольные нарушения как индивидуально, так и коллективно. Существует большое количество дел, связанных с нарушениями субъектами рынка порядка ценообразования – установлением разных тарифов:

 

  • на услуги широкополосного доступа в Интернет и кабельного вещания в одних географических границах (в рамках одного муниципального образования);
  • для разных групп абонентов или различной абонентской платы в рамках одного тарифа в зависимости от места жительства абонента.

 

Кроме того, положение сотовых операторов и иных участников рынка позволяет им необоснованно завышать цены и тарифы на предоставляемые услуги. Зачастую операторы связи имеют возможность навязывать абонентам те или иные услуги или устанавливать для них невыгодные или дискриминационные условия, например в части порядка и периодов оплаты. Разумеется, это попадает в поле зрения антимонопольного органа.

Стоит оговориться, что особенности рыночной ситуации в сфере ТКС создают предпосылки для нарушения операторами прав не только абонентов, но и друг друга.

Ценовые вопросы всегда вызывают общественный резонанс, и услуги связи как неотъемлемый элемент повседневной жизни и залог функционирования многих социальных процессов не исключение. Одной из наиболее животрепещущих проблем правового регулирования является ценообразование в области роуминга. По данным антимонопольного органа, цены на эти услуги существенно завышаются операторами, что позволяет им получать необоснованную прибыль (до 87%).

В сентябре 2014 г. ФАС России приняла решение разработать «дорожную карту» по снижению тарифов в роуминге, призванную обеспечить здоровую конкуренцию в этой сфере. Основными принципами, на которые будет опираться этот документ, должны стать эффективность конкурентной борьбы, взаимодействие антимонопольных органов и участников рынка, отсутствие дискриминации абонентов и операторов.

По словам представителей антимонопольного ведомства, мероприятия по реализации «дорожной карты» будут подразделены на две стадии. Планируется, что сначала сотовые операторы по собственной инициативе предпримут действия по снижению цен на услуги роуминга и обеспечению здоровой конкуренции. Вторая стадия предусматривает активную разработку российскими и зарубежными антимонопольными органами мер реагирования. Это может выразиться как в проведении проверок и возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства, так и во введении прямого тарифного регулирования. Последний вариант представляется экстремальным, и можно предположить, что сотовые операторы, стараясь избежать такого исхода, пойдут на сотрудничество с антимонопольной службой. Но совсем исключать неблагоприятного для игроков рынка развития событий нельзя.

В свете реализации мероприятий, предусмотренных «дорожной картой», важное значение приобретает планируемое расширение полномочий Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Как предполагается, с 2015 г. она сможет проводить расследования на трансграничных рынках и рассматривать дела о нарушении единых правил конкуренции  В результате ЕЭК получит высокую степень компетенции и в области телекоммуникаций, в частности сможет рассматривать заявления о наличии нарушения в области связи, проводить анализ договоров и других соглашений между операторами, исследовать переписку сторон, тарифы, их динамику. В рамках осуществления этих полномочий ЕЭК будет вправе также запрашивать и получать информацию, в том числе конфиденциальную, необходимую для принятия решений.

Таким образом, с начала следующего года антимонопольное регулирование усилится: ЕЭК получит возможность контролировать состояние конкуренции на трансграничных рынках, а ФАС России – на национальных. Этот факт может существенно повлиять на телекоммуникационную сферу.

Как прогрессивно меняющийся и значимый для общества сегмент экономики, сфера ТКС требует пристального внимания государства в целом и антимонопольного ведомства в частности. Но хотелось бы надеяться, что это не обернется избыточным регулированием и установлением барьеров и жестких рамок, мешающих здоровому и естественному развитию отрасли.

Елена Соколовская,

главный эксперт журнала

"Конкуренция и право"


Содержание

Тема номера – Телеком

Телекоммуникации: от технологии к услугам

Нельзя переоценить значение телекоммуникаций в нашей жизни. Но создание информационных потоков возможно только благодаря рынку телекоммуникационных каналов связи (ТКС), поэтому важно сформировать и поддерживать условия для его эффективного функционирования. Отраслевые особенности должны учитываться при определении способов и методов государственного регулирования, нацеленного прежде всего на обеспечение глобального обмена данными, реализацию конституционного права граждан на информацию, повышение инвестиционной привлекательности рынка услуг связи и его успешного развития. Это предопределяет и специфику конкуренции в сфере ТКС. Подробнее - в статье Дмитрия Рутенберга, начальника Управления контроля транспорта и связи ФАС России, и Елены Заевой, заместителя начальника Управления контроля транспорта и связи ФАС России.

Телеком-отрасль: от ценового контроля до инструментов тонкой настройки

Телекоммуникации — одна из наиболее крупных и бурно развивающихся отраслей. Принципы регулирования на этом рынке за последние 20 лет не раз менялись, что было обусловлено бурным развитием технологий и ростом доступности услуг мобильной связи. В переломные периоды особое значение приобретает деятельность антимонопольного органа, фактически восполняющего пробелы конкурентного законодательства. О потенциале развития рынка сотовой связи и эффективности инструментов отраслевого регулирования журналу «Конкуренция и право» рассказывает вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ОАО «МТС», член правления НП «ОКЮР» Руслан Султанович Ибрагимов.

Правовые аспекты СМС-рассылок

Проблематика правоотношений и законности СМС-рассылок развивается уже в течение многих лет. ФАС России как орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства о рекламе, принимает жалобы от абонентов, которые считают, что не давали своего согласия на получение рекламы, и возбуждает административные дела. Нередко такие споры переходят в судебные разбирательства. В чем кроются основные проблемы рекламных рассылок, рассказывает Денис Широков, директор по юридической поддержке бизнеса ОАО «ВымпелКом».

В фокусе

 

Дела о картелях: итоги-2014

Этот год стал весьма «урожайным» для формирования судебной практики по делам об антиконкурентных соглашениях. Арбитражные суды сформулировали некоторые подходы к предмету доказывания по делам о картелях, пределах необходимого исследования рынка товара, ставшие предметом антиконкурентного соглашения, сделали ряд выводов о доказывании и доказательствах. Наиболее важные судебные акты, которые будут во многом определять практику по этой категории дел в обозримом будущем, комментирует Андрей Тенишев, начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России.

Внеплановые выездные проверки: надуманная дискуссия

В нескольких номерах журнала «Конкуренция и право» обсуждались вопросы проведения антимонопольными органами внеплановых выездных проверок, или, используя англосаксонский термин, «рейдов на рассвете». И если на страницах любимого журнала публиковались во многом спорные, но адекватные экспертные оценки правоприменительной практики, складывающейся по этому поводу, то некоторые другие СМИ, похоже, соревновались в дезинформации. Дальше всех пошел один из центральных телеканалов, в эфире которого прозвучало: Верховный Суд РФ окончательно запретил ФАС России проводить «рейды на рассвете»! Представляется, что уважаемые судьи удивились бы, услышав такое, ведь в их производстве никогда не было спора о полномочиях антимонопольной службы осуществлять внеплановые выездные проверки. Не вникая в суть упомянутого решения ВС РФ, Константин Алешин, профессор кафедры экономического и антимонопольного регулирования МГИМО (У) МИД России, анализирует, в чем предмет развернувшейся общественной и научной дискуссии.

Статью комментируют: Анастасия Асташкевич, советник генерального директора по юридическим вопросам ООО «Трубные инновационные технологии», LLM, ACiarb; Вячеслав Мартемьянов, главный правовой эксперт ОАО «ЛУКОЙЛ»; Григорий Чернышов, партнер, глава практики разрешения споров компании White&Case; Андрей Пеховский, руководитель санкт-петербургской корпоративной практики компании «Пепеляев Групп».

Актуальные вопросы

Лучше меньше, да лучше: принципы определения монопольно высокой цены

В сентябре 2014 г. Президиум ФАС России утвердил Принципы экономического анализа практик ценообразования на предмет их соответствия Закону о защите конкуренции. Документ разрабатывался не один год. Принципы претендуют на то, чтобы создать еще одну тихую гавань для законопослушного бизнеса, так как определяют позицию ФАС России по вопросу, какие цены участников рынка не будут считаться нарушением Закона о защите конкуренции. В чем кроются рифы в тихой гавани? Отвечают Татьяна Радченко, начальник Управления по конкурентной политике Аналитического центра при Правительстве РФ, Светлана Авдашева, профессор Департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ; Андрей Шаститко, директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС при Президенте РФ, заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Вертикальные и горизонтальные отношения участников фармрынка: на что обратить особое внимание

Фармацевтический рынок давно находится в зоне особого внимания ФАС России. Отношения его участников сложны и многообразны, и, к сожалению, бизнес не всегда встречает понимание регулирующих органов. Как же найти баланс между интересами фармкомпаний и их дистрибьюторов и строгими правилами российского антимонопольного законодательства? Проблемы в вертикальных и горизонтальных отношениях анализирует Елена Воскресенская, юрист компании «Пепеляев Групп».

Контрактная система: каких изменений ожидать в 2015 году?

Минэкономразвития России провело мониторинг практики применения Закона о контрактной системе за второй-третий кварталы 2014 г. По его результатам были разработаны предложения по внесению в Закон первоочередных поправок, которые комментирует Ольга Беляева, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Компенсация как альтернатива взысканию убытков. К вопросу о национальных особенностях антимонопольного диалога

Один из примеров своеобразного «диалога» бизнес-сообщества и ФАС России – инициатива последней по введению института компенсации за нарушение антимонопольного законодательства. Предложение исследует Алексей Костоваров, старший юрист Адвокатского бюро «Линия права».

Определение убытков в антитрасте: заграница нам поможет?

Частные иски о возмещении убытков, возникших вследствие антимонопольного нарушения, в России применяются довольно редко. Одна из причин – в сложности доказывания и расчета причиненного ущерба. За рубежом, в частности в Евросоюзе, разработаны практические рекомендации, в которых приводится подробный перечень возможных методов определения убытков. По мнению Олега Москвитина, адвоката, руководителя антимонопольной практики Коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры», подобный документ может успешно применяться и в российской практике.

Практика антимонопольного органа

О необходимости пересмотра отдельных положений Закона о торговле

Договорные отношения между поставщиками и торговыми сетями на практике сопровождаются большим количеством злоупотреблений рыночной властью. Чтобы снизить их число, Законом о торговле были закреплены правила взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставку продовольственных товаров. И хотя за четыре года действия этот Закон принес рынку немалую пользу, он все еще несовершенен и требует пересмотра ряда положений, считает Александр Груничев, руководитель УФАС по Республике Татарстан.

О моделях ограничения деятельности торговых сетей

Статьей 14 Закона о торговле закреплена норма, позволяющая регулировать расширение торговой сети. Она основана на ограничении права хозяйствующего субъекта приобретать (арендовать) дополнительные торговые площади. Однако возможны и другие подходы, в частности установление запрета на превышение 25%-ной доли от объема всех реализованных товаров. В статье Игоря Башлакова-Николаева, помощника руководителя ФАС России, заведующего кафедрой конкурентного управления Московского государственного областного университета, рассматриваются как законодательно закрепленная, так и альтернативные модели ограничения деятельности торговых сетей.

ЖКХ и антимонопольные органы: взаимодействие или противостояние?

Альбина Шамардина, начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы УФАС по Тульской области, поднимает актуальную, наверное, для каждого проблему нарушения антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ. В частности, рассматриваются злоупотребления управляющих компаний при установке индивидуальных приборов учета воды. По мнению автора, противостояние управляющих организаций и ФАС России можно разрешить с помощью высших судебных инстанций.

Обзор практики арбитражных судов

 

Судебный навигатор

Компании пытаются оспаривать в суде не только решения и предписания антимонопольного органа, но и приказы о проведении проверки, возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, а также акты проверки. Позиция судов при отказе в удовлетворении подобных требований однозначна: такие акты не могут быть предметом судебного обжалования, так как они представляют собой процессуальные документы, не порождают для заявителей каких-либо правовых последствий, в том числе негативных, а также не создают препятствий для их деятельности. Тенденции судебной практики комментирует Андрей Пеховский, руководитель санкт-петербургской корпоративной практики компании «Пепеляев Групп».

 

Оформить подписку:

- на сайте

- по телефону +7 (495) 649 1806

- по электронной почте podpiska@cljournal.ru 

Главная цифра

6

электронный выпуск журнала «Конкуренция и право» за 2024 г. доступен для чтения

Опрос
Нам очень интересно, кто посещает сайт «Конкуренции и права». Итак, Вы: