О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

В мире

ФАС России работает над внедрением метода эталонов при регулировании электросетевого комплекса
16 апреля 2021 г.

Подготовлены изменения в документы ЕЭК: Методику оценки состояния конкуренции и Порядок рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках
16 апреля 2021 г.

Эксперты обсудили вопросы управления интеллектуальной собственностью
16 апреля 2021 г.

Анонс: 29 апреля пройдет круглый стол «Проприетарные требования и „аналог“ при закупках микроэлектроники и радиоэлектроники: расширение конкуренции или приговор для отечественных производителей»
16 апреля 2021 г.

Арбитраж подтвердил сговор на торгах о поставке товаров для Минобороны России
16 апреля 2021 г.

Предлагается создать рабочую группу по вопросам формирования общего биржевого рынка товаров ЕАЭС
16 апреля 2021 г.

Суд ЕАЭС: решение ЕЭК о возобновлении производства по делу об антиконкурентном соглашении на трансграничном рынке медоборудования не соответствует Договору о ЕАЭС
16 апреля 2021 г.

Презентована единая форма тарифных заявок и экспертных заключений по установлению тарифов
16 апреля 2021 г.

Еще      Все новости
Подготовлены изменения в документы ЕЭК: Методику оценки состояния конкуренции и Порядок рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках
16 апреля 2021 г.

Предлагается создать рабочую группу по вопросам формирования общего биржевого рынка товаров ЕАЭС
16 апреля 2021 г.

Суд ЕАЭС: решение ЕЭК о возобновлении производства по делу об антиконкурентном соглашении на трансграничном рынке медоборудования не соответствует Договору о ЕАЭС
16 апреля 2021 г.

Подготовлены документы об обмене ЕЭК и госорганами государств ЕАЭС сведениями о введении госрегулирования цен
15 апреля 2021 г.

ОКЮР участвует в работе ЕЭК над Кодексом добросовестных практик для торговых сетей
15 апреля 2021 г.

Суд поддержал решение об ограничении конкуренции на рынке оксиморфона в США
14 апреля 2021 г.

Анонс: 14 апреля состоится онлайн-брифинг директора Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алексея Сушкевича о функционировании рынка такси
12 апреля 2021 г.

Анонс: 13 апреля в ЕЭК обсудят формирование общих условий функционирования рынка такси
08 апреля 2021 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 44644
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 20758
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 20156
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 18308
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 18274
 Обзоры

 Анонcы

Петербургский международный юридический форум 9 ¾
18–22 мая 2021 г. в онлайн-формате пройдет Петербургский международный юридический форум 9 ¾.
Полный текст
X конференция «Комплаенс-менеджер: профессия и предназначение»
27 мая 2021 г. в Москве состоится X конференция «Комплаенс-менеджер: профессия и предназначение», в рамках которой будут награждены лауреаты премии «Комплаенс-2020».
Полный текст



Главная /  КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 5, 2014 (сентябрь-октябрь)
КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 5, 2014 (сентябрь-октябрь)


Сегодня все большее значение для компаний в различных областях рыночной деятельности приобретает соблюдение норм антимонопольного законодательства. Это обусловлено тем, что последствия разбирательств в ФАС России грозят не только крупными штрафами и ограничениями, но и существенными репутационными рисками. Один из наиболее прогрессивных подходов к снижению вероятности возникновения антимонопольных нарушений заключается в том, чтобы выработать специальную систему их предупреждения – так называемую систему антимонопольного комплаенса.

Важнейшими его элементами являются внутренние документы, закрепляющие стандарты ведения компанией коммерческой деятельности. Их разработка и внедрение позволяют существенно снизить предпринимательские риски, в том числе вытекающие из антимонопольного законодательства.

К таким документам может относиться: политика по отбору контрагентов и взаимодействию с ними, устанавливающая критерии, по которым компания заключает договоры с теми или иными контрагентами, прекращает отношения с ними. Другим примером служит ценовая политика, регламентирующая коммерческие условия взаимодействия с контрагентами, условия предоставления скидок и премий. Компании, занимающейся активной маркетинговой и рекламной деятельностью, может потребоваться документ, регламентирующий проведение таких акций, а также их соответствие законодательству о рекламе и защите конкуренции. Иногда разные сферы коммерческой деятельности в рамках построения системы антимонопольного комплаенса могут быть охвачены комплексным документом, таким как коммерческая (торговая, сбытовая) политика. Кроме того, может быть разработана антимонопольная политика, непосредственно устанавливающая правила соблюдения антимонопольного законодательства при осуществлении организацией хозяйственной деятельности.

Подобные документы достаточно широко внедряются в зарубежных компаниях, зачастую распространяющих эту практику на свои российские дочерние общества. Однако не всегда инициатива исходит от самих хозяйствующих субъектов. Так, ФАС России по результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства неоднократно выносила предписания с требованиями о разработке того или иного документа, «исправляющего» те аспекты коммерческой деятельности компании, которые к ним привели. Такая форма реагирования антимонопольного органа применялась на различных рынках: фармацевтическом, нефти и нефтепродуктов, в розничной торговле и др.

Необходимо отметить, что внедрение внутренних документов и политик – только один из этапов построения системы антимонопольного комплаенса. Ему должна предшествовать тщательная оценка антимонопольных рисков, сопутствующих деятельности той или иной компании. Завершением же процесса должно стать не просто принятие внутренних документов, но и обеспечение их эффективности путем создания соответствующих функций (в частности, формирование в компании обособленной структуры антимонопольного контроля).

Каким образом будет развиваться практика внедрения антимонопольного комплаенса в различных сегментах российского рынка, пока неизвестно. Подтолкнуть компании к тому, чтобы самим построить комплаенс-систему, позволяющую минимизировать антимонопольные риски, можно с помощью средств поощрения при привлечении к ответственности. Таким средством могло бы стать включение в КоАП РФ специального смягчающего обстоятельства, предусматривающего, что компания, внедрившая систему антимонопольного комплаенса, вправе претендовать на снижение размера административной ответственности в случае выявления правонарушения.

На сегодня в Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования на 2013–2024 гг. в качестве одного из мероприятий закреплены разработка и внедрение на законодательном уровне нормы, стимулирующей внедрение систем комплаенса (корпоративных мер, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства) среди хозяйствующих субъектов, ассоциаций (союзов) участников товарных рынков. Конкретных законодательных норм по реализации этого мероприятия пока нет. Очевидно, что антимонопольным органом должны быть установлены критерии, которым должна соответствовать подобная система, меры, стимулирующие ее разработку и внедрение, а также механизм оценки ее эффективности.

Безусловно, стандарты антимонопольного комплаенса должны быть сформированы с учетом международного опыта, а также с привлечением экспертного и бизнес-сообщества. Только в этом случае можно будет ожидать создания фундаментальных и действенных принципов построения комплаенс-системы в России.

 

Елена Соколовская,

главный эксперт






 Опрос

Какие законодательные инициативы, по вашему мнению, наиболее значимы и нуждаются в скорейшем принятии?

  
  
  
  
  
  
      





 



При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.