Воскресенье, 9 февраля 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 2, 2014 (март-апрель)
КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 2, 2014 (март-апрель)

Архив журнала «Конкуренция и право»

На расширенном заседании Коллегии ФАС России, состоявшемся 12 марта 2014 г., прозвучали важные заявления представителей Правительства РФ, антимонопольной службы и Евразийской экономической комиссии. В частности, обсуждалась инициатива по объединению ФАС России и ФСТ России и созданию на их базе наделенного особым статусом государственного органа, руководитель которого не будет входить в Правительство РФ.

Отметим, что ФАС России, в отличие от антимонопольных ведомств других стран, обладает широкой компетенцией по контролю за соблюдением антимонопольного и иного законодательства. В связи с этим объединение функционала двух служб вряд ли повысит эффективность их работы и подтолкнет развитие конкуренции на рынке.

Сегодня некоторые полномочия ФАС России и ФСТ России пересекаются, например, в части контроля за порядком ценообразования. Исходя из этого представляется целесообразным не объединять эти органы, а пересмотреть их полномочия и упразднить дублирующие функции, которые создают проблемы хозяйствующим субъектам, применяющим антимонопольное законодательство и законодательство о регулировании тарифов.

Вызывает опасение также идея о наделении ФАС России функциями органа дознания. Сейчас у антимонопольной службы имеется достаточно полномочий для эффективного расследования картелей и привлечения к ответственности. Полномочия по проведению доследственной проверки и возбуждению дел по ст. 178 УК РФ, с нашей точки зрения, будут для нее избыточными. Осуществление немногочисленными сотрудниками антимонопольного органа дополнительных обязанностей может отрицательно сказаться на качестве решений ФАС России, отвлекать от одной из основных задач по расследованию антимонопольных нарушений.

В качестве приоритетного направления деятельности ФАС России на заседании Коллегии было вновь обозначено расследование картелей. Антимонопольная служба, по-прежнему, уделяет пристальное внимание так называемым социальным рынкам – рынкам обращения лекарственных средств и продовольственных товаров. Причем если ранее в поле зрения были в основном розничные сети, то теперь ФАС России планирует заняться оптовыми компаниями с целью проверки наличия сговора по поддержанию цен на продовольственные товары.

В ближайшее время антимонопольный орган вплотную займется рынком авиаперевозок. Антимонопольная служба на протяжении уже более 5 лет возбуждает дела в отношении авиаперевозчиков. Основные претензии ФАС России сводятся к обвинению авиакомпаний в злоупотреблении своим доминирующим положением на рынке пассажирских авиаперевозок, которое выражается в установлении монопольно высокой стоимости авиабилетов, нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при формировании тарифов на авиабилеты, а также экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен на авиабилеты. При этом доминирующее положение авиакомпаний устанавливается по конкретному маршруту, а в качестве основных механизмов доказывания подобных правонарушений используется сравнение цен на авиабилеты на сопоставимых по расстоянию, сезонным колебаниям и типу используемых воздушных судов маршрутах. Авиакомпании также обвинялись в согласованных действиях по установлению цен на авиабилеты, поскольку они ориентировались, в первую очередь, не на собственные фактические затраты, а на цены, установленные конкурентами.

В настоящее время ФАС России в очередной раз озадачена высокими ценами на авиабилеты и планирует ликвидировать существующую систему бронирования билетов, заимствованную российскими авиакомпаниями у Европы и США. Антимонопольная служба намерена заставить перевозчиков снижать цены за один-два дня до вылета. Новые правила бронирования планируется распространить как на российских, так и на зарубежных авиаперевозчиков, которые работают на территории РФ. Если авиакомпании не предпримут каких-то действий, чтобы исправить ситуацию с авиаперевозками, антимонопольный орган начнет возбуждать против них дела.

Чтобы наладить диалог с антимонопольным органом и не допустить возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, авиакомпаниям придется четко аргументировать свою позицию, приводить весомые экономические и иные аргументы в оправдание существующей системы ценообразования на авиабилеты. Но и ФАС России также следует внимательно изучить зарубежный опыт систем бронирования, перенесенный в Россию, в целях правильного применения российского антимонопольного законодательства.

Елена Соколовская,

главный эксперт журнала «Конкуренция и право»

 

Содержание

 

Тема номера – «Передовые практики»  

 

Антимонопольный контроль: теория и правоприменительная практика  

В год 10-летия со дня образования ФАС России подводятся промежуточные итоги работы антимонопольного органа и планируется дальнейшая деятельность в рамках принятой Стратегии антимонопольного регулирования с 2013 по 2024 г. Прошедший период характеризуется, с одной стороны, развитием антимонопольного законодательства, с другой – совершенствованием правоприменительной практики, в том числе судебной, формированием стандартов доказывания с учетом специфики товарных рынков в России, складывающихся правоотношений, состояния экономики. Оба  направления имеют общую цель – привести российское антимонопольное регулирование в соответствие с лучшими мировыми практиками. Денис Гаврилов, заместитель начальника Правового управления ФАС России, комментирует наиболее актуальные вопросы, которые часто обсуждают эксперты. 

Торговая практика компании: возможности и последствия

В последнее время отмечается тенденция создания и опу­бликования торговых практик (политик), регулирующих деятельность крупных компаний. Такие практики активно внедряются, в частности, сырьевыми компаниями, сетевы­ми предприятиями в сфере розничной торговли, органи­зациями на рынке лекарственных средств. В связи с этим возникает ряд вопросов. Каково должно быть законода­тельное регулирование этого института, больше харак­терного для западных стран? Приведет ли распростране­ние торговых практик к улучшению конкурентной среды на российских рынках? Какую роль в этом процессе отво­дят себе антимонопольные органы? Отвечает Вячеслав Мартемьянов, главный правовой эксперт ОАО «ЛУКОЙЛ». 

Антимонопольные риски: инструменты предупреждения и минимизации

Нарушение антимонопольных норм может повлечь такие негативные для компании последствия, как миллиардные штрафы, частноправовые иски потребителей, персональ­ную ответственность менеджмента вплоть до лишения сво­боды. У крупных организаций, осуществляющих постав­ки на экспортные рынки и, соответственно, подпадающих под действие зарубежного законодательства, вероятность столкнуться с антимонопольным регулированием увеличи­вается. При этом компаниям нередко указывается на воз­можность внедрять антимонопольный комплаенс. Рекомендации по его структуре дают Азамат Абдульменов, антитраст-менеджер ОАО «Уралкалий», и Инна Вялкова, руководитель юридической службы AIG по России и странам СНГ.  

Саморегулирование приветствуется

Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в декабре 2013 г. опубликовал Кодекс поведения автопроизводителей и автодистрибьюторов. Цель этого документа – повысить эффективность конкуренции на рынках продажи, гарантийного ремонта и технического обслуживания автомобилей. Алина Натапова, юрист компании «Пепеляев Групп», рассматривает возможные положительные последствия и риски, которые несут некоторые предложенные Кодексом изменения.  

 

Форумы и конференции

Юбилейная Коллегия ФАС России

 

ЕЭП 

Формирование конкурентной политики Единого экономического пространства

Конкурентная политика - неотъемлемый элемент фор­мирования единого рынка. Опыт ЕС показывает: обяза­тельства государств-членов обеспечить свободное дви­жение товаров и услуг имели бы минимальный эффект, если бы они были свободны в совершении таких огра­ничивающих конкуренцию действий, как фиксация цен или раздел рынка. Принятие конкурентных правил необ­ходимо как для поощрения конкуренции, так и для инте­грации рынков, которая может быть достигнута только за счет снятия национальных торговых барьеров. Суд ЕС в решении по делу Consten and Grundig v. Commission ука­зал: соглашения между государствами-членами должны рассматриваться как разрушающие наиболее фундамен­тальные цели Сообщества. Именно в связи с этим первой «большой» сферой, урегулированной правом ЕС, стала конкуренция. Об основополагающих актах ТС и ЕЭП, регулирующих вопросы конкуренции, рассказывает Екатерина Дьяченко, помощник судьи Суда ЕврАзЭс от Российской Федерации.

 

Постановка проблемы

Суд по интеллектуальным правам о недобросовестной конкуренции

В своей пока не очень продолжительной практике Суд по интеллектуальным правам сталкивается с множеством вопросов, прямых ответов на которые нет в действующем российском законодательстве. Наиболее актуальны в настоящее время проблемы квалификация действий субъектов правоотношений в качестве недобросовестной конкуренции или злоупотребления правом, которые анализирует Валентина Орлова, руководитель практики интеллектуальной собственности и товарных знаков компании «Пепеляев Групп».

 

Актуальные вопросы

Административный штраф ниже низшего предела: ограничения и универсальность

В 2013 г. Конституционный Суд РФ сформулировал подход, согласно которому при значительных штрафных санкциях за нарушение ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ с учетом имущественного и финансового положения привлекаемого к ответственно­сти лица возможно наложение штрафа ниже низшего пре­дела. В статье, принимая во внимание уточненную право­вую позицию КС РФ, высказанную в 2014 г., и сложившуюся судебную практику, Елена Овчарова, руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса компании «Пепеляев Групп» рассматривает вопрос о распро­странении этого подхода на другие составы антимонополь­ных правонарушений. 

Контрактная система: правовое положение экспертов

Филипп Тасалов, преподаватель кафедры гражданского и семейного права МГЮА,  изучает проблемы, связанные с участием экспертов на стадиях определения поставщиков и испол­нения обязательств по контрактам. Автор формулирует практические предложения для участников контрактной системы, а также определяет возможные пути совершен­ствования Закона № 44-ФЗ. 

Есть ли плюсы в государственно-частном картеле?

Наталья Пантюхина, консультант юридической компании «Каменская & партнёры», исследует ряд особенностей существования и доказывания наличия запрещенных ст. 16 Закона № 135-ФЗ соглашений и согласованных действий между органами власти и хозяйствующими субъектами. ФАС России считает такие соглашения одними из самых опасных, представляющих крайне негативный опыт влияния на экономику, который существенно искажает конкурентное поведение в целых отраслях рынка. Однако существуют и положительные моменты в таком государственно-частном партнерстве со знаком «минус».

 

Вопрос-ответ 

Закупочный практикум

Разъясняются проблемные ситуации в сфе­ре закупок, регламентированных Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Ольга Беляева, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, дает практические советы по раз­решению спорных вопросов участников таких закупочных процедур.

 

Практика УФАС  

За место на полке

Сегодня потребители почти лишены возможности влиять на выбор представленной в магазинах продукции. Торговые сети сами формируют ассортимент товаров на своих полках. При этом они применяют механизмы, такие как бонусы и проценты с оборота, ограничивающие конкуренцию и препятствующие входу в сеть новых производителей и поставщиков. Дискриминационную политику сетей в отношении новых поставщиков анализирует Руслан Биктимиров, заместитель руководителя УФАС по Республике Татарстан. Мнение УФАС комментирует Евгений Мушта, старший юрист компании «Пепеляев Групп». 

Антимонопольный контроль над органами местного самоуправления, или Как избежать наказания

Статья Дианы Алпатовой, начальника отдела контроля органов власти УФАС по Тульской области, посвящена обычному с точки зрения правоприме­нения делу о нарушении антимонопольного законодатель­ства, повлекшему необычные последствия - разрешение органам местного самоуправления «самостоятельно» решать вопросы местного значения.

 

Мировой опыт. Авиарынки 

Лоукост-перевозки: перекрестное субсидирование и «хищническое» ценообразование

В последнее время лоукост-перевозчики вызывают все больший интерес как потребителей, стремящихся к своей мобильности и доступности перелетов, так и крупных авиа­компаний и других инвесторов, которые видят в бюджет­ных перевозчиках огромный потенциал. 20 декабря 2013 г. японский авиагигант All Nipon Airways запустил Vanilla Air, а весной 2014 г. планирует начать свои полеты «Добролет» - дочерняя лоукост-компания «Аэрофлота». Принципы функ­ционирования и модели финансирования бюджетных авиа­линий отличаются от традиционных. Международный опыт показывает, какие нарушения антимонопольного законо­дательства могут допустить компании, предоставляющие услуги лоукост-перевозок. Подробнее – в статье Кирилла Соловова, ведущего юрисконсульта группы компаний «Волга-Днепр».

 

Обзор практики арбитражных судов 

Судебный навигатор

Единые подходы при рассмотрении антимонопольных дел в судах только формируются. Отследить наиболее значимые решения высших судов и арбитражных судов округов и основные тенденции поможет новая рубрика «Судебный навигатор». В этом номере руководитель санкт-петербургской корпоративной практики компании «Пепеляев Групп» Андрей Пеховский анализирует решения и постановления арбитраж­ных судов по вопросам применения антимонопольного законодательства, опубликован­ных в ноябре-декабре 2013 г. Автор приходит к выводу, что, помимо традиционно боль­шого объема дел по контролю закупок госкомпаний и госорганов, значительную часть составляют споры о злоупотреблении доминирующим положением на рынке.

 

Оформить подписку:

- на сайте

- по телефону +7 (495) 649 1806

- по электронной почте podpiska@cljournal.ru 

Главная цифра

315

дел об антиконкурентных соглашениях и координации экономической деятельности ФАС России возбудила в 2024 г.

Опрос
Внедрена ли в вашей компании коммерческая или другая подобная политика, позволяющая минимизировать антимонопольные риски?
Будем рады вашему участию в опросе редакции журнала «Конкуренция и право». Это займет меньше минуты.

Принять участие в опросе