Архив журнала «Конкуренция и право»
Третий антимонопольный пакет: ключевые моменты
Развитие экономических отношений в России требует адекватного учета в системе правового регулирования. В условиях рыночной экономики, предполагающих свободу поведения хозяйствующих субъектов, основным регулятором экономических отношений становится антимонопольное законодательство.
Федеральной антимонопольной службой России подготовлены изменения в антимонопольное законодательство, которые призваны обеспечить эффективность его применения (третий антимонопольный пакет). Наиболее существенные поправки анализирует начальник правового управления ФАС России Сергей Пузыревский.
Уточнение требований к антиконкурентным соглашениям
В рамках третьего антимонопольного пакета предполагается серьезная реформа регулирования антиконкурентных соглашений.
Во-первых, законопроект предлагает существенно сократить перечень безусловных запретов (per se).
В частности из числа таких запретов должны исчезнуть соглашения, которые приводят к:
– навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
– экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
– созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Это не означает, что соглашения хозяйствующих субъектов-конкурентов, приводящие к таким последствиям, перестают быть противоправными. Однако для признания их противоречащими антимонопольному законодательству потребуется установление факта ограничения конкуренции.
Кроме того, законопроект существенно ограничивает сферу применения запретов «per se», распространяя такие запреты только на «горизонтальные» соглашения хозяйствующих субъектов-конкурентов.
К числу запрещенных «per se» соглашений законопроект относит соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, если такие соглашения приводят или могут привести к:
– установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
– повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
– разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
– сокращению или прекращению производства товаров;
– отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками).
Вторым важным изменением является предложение об исключении из ст. 178 УК РФ уголовной ответственности за согласованные действия, а также за «вертикальные» соглашения.
Кроме того, законопроект предусматривает уточнение понятия запрещенной координации экономической деятельности.
Законопроект предусматривает, что запрещается такая координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, которая приводит к запрещенному «per se» антиконкурентному соглашению.
Уточнение требований к согласованным действиям хозяйствующих субъектов
Законопроект предлагает включить в закон о защите конкуренции отдельную статью, в которой будут определены запреты, применяемые к согласованным действиям хозяйствующих субъектов.
При этом для уточнения понятия согласованных действий к ним предлагается относить лишь действия хозяйствующих субъектов, публично заявившим о планируемом поведении на рынке.
Кроме того, законопроект предлагает установить минимальную долю товарного рынка, которую должны занимать участвующие в согласованных действиях хозяйствующие субъекты.
Уточнение критериев определения монопольно высокой цены
В связи с бурной дискуссией о критериях определения монопольно высокой цены законопроект предлагает предусмотреть в аконе о защите конкуренции дополнительные критерии, соблюдение которых исключает возможность признания цены товара, установленной субъектом, занимающим доминирующее положение, монопольно высокой.
В частности, законопроект предусматривает, что цена товара не признается монопольно высокой в случае, если она установлена на товарной бирже при одновременном соблюдении следующих условий:
1) объем продаваемого на товарной бирже товара, производимого и (или) реализуемого хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, не менее величины, установленной федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков по согласованию с федеральным антимонопольным органом и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование той сферы деятельности, к которой относится производство соответствующего товара;
2) правилами товарной секции биржи, в которой заключаются сделки хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке,
установлены условия, определяемые федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков по согласованию с федеральным антимонопольным органом и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование той сферы деятельности, к которой относится производство соответствующего товара, в том числе:
– минимальное количество участников торгов в течение торговой сессии;
– порядок определения стартовой цены при участии в торгах хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и (или) его аффилированных лиц, в том числе путем подачи заявок брокеру (брокерам);
– требования к предоставлению товарной бирже списка аффилированных лиц аккредитованным и (или) участвующим в торгах (в том числе путем подачи заявок брокеру (брокерам) хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке;
– условия осуществления прав и исполнения обязанностей участниками торгов или их клиентами по договорам, заключаемым на торгах;
– требования к соблюдению конфиденциальности информации о лицах, подавших соответствующие заявки на участие в торгах, в том числе путем подачи заявок брокеру (брокерам);
3) товарная биржа не нарушает условия, предусмотренные п. 2 настоящей части;
4) действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и (или) его аффилированных лиц, не относятся к манипулированию рынком;
5) реализация на товарной бирже товара хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, проводится регулярно с равномерным распределением объема по торговым сессиям в течение календарного месяца;
6) хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение осуществляет регистрацию внебиржевых сделок на поставку товара, обращающегося на соответствующем товарном рынке в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ;
7) минимальный размер биржевого лота не препятствует доступу на соответствующий товарный рынок.
Кроме того, законопроект предусматривает, что не может быть признана монопольно высокой цена товара, установленная в соответствии с согласованным антимонопольным органом порядком формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже.
Одновременно законопроект устанавливает, что при определении монопольно высокой цены могут учитываться биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичного товара.
Одной из новелл антимонопольного регулирования является положение законопроекта, предоставляющее антимонопольному органу право направлять предостережения должностным лицам хозяйствующих субъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на рынке, если такое заявление может привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Указанный механизм, по нашему мнению, будет способствовать предупреждению нарушений антимонопольного законодательства.
Существенное значение для снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты будет иметь предложение законопроекта, предусматривающее исключение уведомительного контроля за соглашениями финансовых организаций, а также исключение уведомительного контроля экономической концентрации.
В частности, предлагается исключить положения ст. 35 закона о защите конкуренции, устанавливающие обязанность финансовых организаций направлять в антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в письменной форме между ними или ними и федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ.
Кроме того, законопроект предлагает полностью исключить уведомительный контроль за сделками и действиями экономической концентрации (ст. 30 закона о защите конкуренции), сохранив существующие формы предварительного антимонопольного контроля.
При этом законопроект предусматривает предоставление антимонопольному органу права выдачи после выявления сделок (действий) экономической концентрации, приводящих к ограничению конкуренции, поведенческого или структурного предписания, а в случае его неисполнения – права на обращение в суд с иском о расторжении сделки.
Это позволит исключить случаи монополизации отдельных товарных рынков.
Указанные предложения, по нашему мнению, будут способствовать развитию конкуренции на товарных рынках и более эффективному пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
Главная цифра
1-й
выпуск журнала «Конкуренция и право» за 2025 г. опубликован в электронной версии