Воскресенье, 9 февраля 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  "Конкуренция и право" № 2, 2013 (март-апрель)
"Конкуренция и право" № 2, 2013 (март-апрель)

Архив журнала «Конкуренция и право»


Конституционный Суд о соразмерности наказания

17 января 2013 г. Конституционный Суд РФ принял Постановление № 1-П  «По делу о проверке конституционности положения ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в связи с жалобой ООО «Маслянский хлебоприемный пункт»» (далее – Постановление). В Постановлении рассмотрен вопрос о конституционности положений КоАП РФ в части наложения штрафа за непредставление информации в антимонопольный орган.

Основные претензии ООО «Маслянский хлебоприемный пункт» сводились к тому, что оспариваемая норма КоАП РФ устанавливает несоразмерно строгое наказание, а антимонопольный орган и суд при назначении административной ответственности не могут учесть все обстоятельства дела – характер правонарушения, размер вреда, степень вины, имущественное и финансовое положение конкретного хозяйствующего субъекта и проч. В результате при назначении наказания нарушаются принципы справедливости и его соразмерности.
Действительно, возникает вопрос о целях назначения административных штрафов и гибкости их системы. Ведь одним из основополагающих является принцип соразмерности наказания совершенному правонарушению.
В Европе широкое применение получил принцип пропорциональности (аналог принципу соразмерности в России), введенный Судом ЕС (European Court of Justice)  и нашедший свое отражение в практике европейских судов еще в 1970-х. Он предусматривает, что органы государства не имеют права налагать обязательства, превышающие обусловленные публичными целями пределы необходимости.  Этот принцип был воспринят практически всеми европейскими государствами.  Подчеркнутое Судом ЕС разумное соотношение между целями и средствами их достижения и является отражением сущности пропорциональности в его европейском понимании.
В России применительно к административным наказаниям соразмерность выступает в качестве инструмента, призванного обеспечить их адекватность характеру совершенного правонарушения.
Поскольку правоприменитель ограничен минимальным и максимальным порогом санкций, установленных в конкретной статье КоАП РФ, соблюдение принципа соразмерности не всегда достигается. Единственной альтернативой  назначению   административного наказания в пределах санкции соответствующей  статьи является возможность освобождения от административной ответственности в  связи   с малозначительностью  совершенного  правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ). Однако Конституционный Суд указал на то, что институт малозначительности ведет к освобождению от административной ответственности, что не всегда отвечает обстоятельствам, и может нарушить принцип неотвратимости наказания.
В то же время Конституционный Суд поддержал доводы заявителя, подчеркнув, что законодателю и правоприменителю действительно следует обращать внимание на имущественное и финансовое положение правонарушителя при назначении наказания особенно в случае, если законом предусмотрены существенные штрафы. С точки зрения судей Конституционного Суда, в КоАП РФ должны быть предусмотрены не только средства освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, но и возможность устанавливать размер ответственности ниже пределов, предусмотренных конкретной статьей КоАП РФ.
Вопрос о возможности применения подхода Конституционного Суда ко всем категориям административных правонарушений вызвал оживленную дискуссию среди практикующих юристов, представителей ФАС России и судейского сообщества. На наш взгляд, он представляется обоснованным ввиду универсальности правил назначения административного наказания.

Елена Соколовская,

главный эксперт журнала «Конкуренция и право»

 

Содержание

Электроэнергетика: риски и последствия 

Антимонопольное регулирование и контроль в энергетике

Энергетика является одной из инфраструктурных отраслей экономики, от состояния которой зависит продвижение и прогресс страны в целом. В настоящее время законодательство в этой сфере является одним из самых сложных и детально регламентированных, подчеркивает заместитель директора по правовым вопросам ЗАО «КЭС» Елена Чугунова. Этим автор объясняет пристальное внимание, которое уделяется проблеме развития конкуренции в энергетике и, соответственно, отражается на степени регулирования и контроля со стороны ФАС России. 

Энергетика: что послужит катализатором развития конкуренции?

По итогам 2012 года Управление ФАС по Ленинградской области отметило двукратное увеличение  выявленных нарушений Закона «О защите конкуренции». «Рекордсмены» – электросетевые организации, на действия которых буквально ежедневно жалуются и граждане, и юридические лица. О том, какие проблемы существуют  в сфере антимонопольного регулирования на энергорынке и что может послужить драйвером для развития конкуренции в сетевом комплексе, в интервью «Конкуренции и право» рассказывает заместитель руководителя Ленинградского УФАС России Глеб Коннов

Искусственные барьеры на пути к конкуренции

Представители кафедры  производственного менеджмента МГТУ «Станкин» Елена Непринцева и Станислав Шубин считают регулирование в электроэнергетической отрасли избыточным, что негативно влияет на конкурентные отношения и стимулирует дальнейшее усиление экономической концентрации. 

Новые участники: проблемы выхода на ОРЭМ. Практика ВАС РФ

Начальник отдела судебной работы Правового управления ФАС России Дарья Огневская применительно к теме номера анализирует практику ВАС РФ.  

Энергосбытовые организации и препятствия при выходе на ОРЭМ

В статье юриста НП «Совет рынка» Владимира Незадорова речь идет о судебных делах, касающихся препятствования выходу энергосбытовых организаций на оптовый рынок электроэнергии (мощности) путем необоснованного уклонения смежного субъекта оптового рынка от подписания (согласования) перечня средств измерений для целей коммерческого учет. 

Электроэнергетика: компетенция Суда ЕврАзЭС и подходы Суда ЕC

Помощник судьи Суда ЕврАзЭС Екатерина Дьяченко в своей статье, обращая внимание на результаты исследования рынка электроэнергетики Европейского союза, отмечает тенденцию наличия барьеров, сдерживающих полноценное функционирование данного рынка в связи  с его закрытостью и недостаточным уровнем конкуренции. 

Правовые вопросы развития конкуренции на оптовом рынке электроэнергии

На сегодняшний день можно говорить об отсутствии системы регулярного контроля за функционированием оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности с точки зрения обеспечения конкурентности отношений в электроэнергетике, считает Сергей Свирков, заместитель заведующего кафедрой гражданского и семейного права МГЮА. Предлагаемые же новеллы в сфере антимонопольного регулирования, продолжает автор, усложняют регулятивные механизмы и усиливают административно-правовое давление, что идет вразрез с первоначальными целями реформы отрасли.

 

Судебная практика

О соразмерности наказания за непредставление сведений (комментарий к Постановлению КС РФ от 17 января 2013 г. № 1-П)

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 января 2013 г. № 1-П признал ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность за непредставление сведений (информации) по требованию антимонопольных органов, соответствующей Конституции. В то же время Суд пришел к выводу о неконституционности санкции данной статьи, поскольку предусмотренный в ней минимальный размер административного штрафа для юридических лиц в действующей системе правового регулирования  не позволяет обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания. Что позволило Конституционному Суду прийти к такому выводу, рассуждают Евгений Тарибо, начальник Управления конституционных основ публичного права КС РФ, и Михаил Козленко, главный консультант Управления  конституционных основ публичного права КС РФ.  

КС РФ разрешил административное наказание ниже низшего предела

По мнению руководителя группы административно-правовой защиты бизнеса компании «Пепеляев Групп» Елены Овчаровой и ведущего юриста компании «Пепеляев Групп» Елены Лазаревой позиция КС РФ, высказанная в данном постановлении, универсальна и может быть использована при рассмотрении любых категорий дел об административных правонарушениях.

 

Блиц-опрос 

Универсальность позиции КС РФ: за и против

В рамках опроса редакции участники отвечают на вопросы:  имеет ли правовая позиция КС РФ в Постановлении от 17 января 2013 г. № 1-П о возможности назначения административного штрафа ниже низшего предела универсальный характер и распространяется ли она на другие антимонопольные санкции  (например, так называемые «оборотные»)?  Свое мнение высказывают: заместитель председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда Георгий Ячменёв, главный правовой эксперт ОАО «ЛУКОЙЛ» Вячеслав Мартемьянов, управляющий партнер АБ «Бартолиус» Юлий Тай.

 

Актуальные вопросы 

Антимонопольные новации для фармации

ФАС России принимает активное участие в создании и обсуждении всех инициатив по изменению или дополнению законодательства Российской Федерации в области обращения лекарственных средств и медицинских изделий. Старший юрист компании «Пепеляев Групп» Ирина Науменко анализирует те из них,  которые являются наиболее чувствительными с точки зрения обеспечения конкуренции на фармацевтическом рынке. 

Арифметика монопольной цены

Применение Закона «О защите конкуренции», считает юрист компании «Топ Лайн» Антон Мотос, порой связано с недостаточно четкой формулировкой отдельных норм. Отсутствие необходимых ориентиров и подходов в толковании существенно осложняет деятельность компаний, чье правовое положение регулирует названный Закон. В частности, автор обращает внимание на  определение монопольно высоких и низких цен.  

Охота по-антимонопольному, или Проблемы доступа к охотничьим угодьям

Начальник отдела контроля органов власти Тульского УФАС России Диана Алпатова рассказывает о практике проведения в Тульской области аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений. С апреля 2010 г. в Тульской области не проведено ни одного аукциона. А охотничьи угодья есть, желающие заключить охотхозяйственные соглашения есть…только возможности доступа нет. Почему?

 

Мониторинг

В обзоре правоприменительной практики специалист компании «Пепеляев Групп» Александр Гаврилов комментирует принятый депутатами Закон о контрактной системе в сфере госзакупок, обсуждаемый порядок установления доминирующего положения микрофинансовых организаций, а также решение Президиума ВАС РФ о том, что компании могут объединять в один лот работы и услуги, прямо не связанные друг с другом.

Оформить подписку:
-
на сайте
- по телефону +7 (495) 649 1806
- по электронной почте
podpiska@cljournal.ru

Главная цифра

315

дел об антиконкурентных соглашениях и координации экономической деятельности ФАС России возбудила в 2024 г.

Опрос
Внедрена ли в вашей компании коммерческая или другая подобная политика, позволяющая минимизировать антимонопольные риски?
Будем рады вашему участию в опросе редакции журнала «Конкуренция и право». Это займет меньше минуты.

Принять участие в опросе