Архив журнала «Конкуренция и право»
ФАС России уже давно является одним из главных ньюсмейкеров среди российских министерств и ведомств. Доказательство тому - III ежегодная конференция «Антимонопольное регулирование в России», которую газета «Ведомости» традиционно проводит в конце октября. Помимо давно обсуждаемого набора тем в сфере конкуренции, которые находятся в фаворе (очередной антимонопольный пакет поправок, реформа госзаказа, громкие картельные дела и нефтяные «волны»), представители ФАС добавили бизнесу новых информационных поводов для размышлений.
Назвав конференцию главной площадкой по антимонопольной политике (в этом году она проходила 27 октября), глава ФАС России Игорь Артемьев выступил с ключевым докладом "Антимонопольная политика на современном этапе", который начал с амбициозного заявления. «Мы, наверное, еще не являемся экономическим макрорегулятором, но вполне возможно наше ведомство станет им в ближайшем будущем», - поделился макропланами Игорь Артемьев.
Далее руководитель ФАС рассказал о том, что традиционная модель антимонопольного регулирования законодательными мерами будет постепенно сменяться методами принятия жестких прецедентных решений по отдельным отраслям и по конкретным поводам. И в качестве примера подобных решений и их последствий назвал нефтяной рынок, участники которого оплатили внушительные штрафные санкции за антиконкурентные действия (более 15 млрд рублей), и металлургическую отрасль, которую убедили перейти на формульное ценообразование и руководствоваться обычаями делового оборота и международной практики (в частности, использовать индексы международных товарно-сырьвых бирж и аналитических агентств). Игорь Артемьев остановился и на рынке розничной торговли, где были законодательно запрещены 27 видов недобросовестных и дискриминационных практик между поставщиками и торговыми сетями и введено «правило 25%» (табу на приобретение новых магазинов в границах муниципального образования, если доля торговых сетей на этом рынке составляет 25%). «Такая жесткая мера привела к развитию конкуренции и переселению новых магазинов в соседние области, где их в противном случае не скоро бы увидели», - заключил он.
В отрасли естественных монополий, по словам главы ФАС России, главное направление - внедрение детальных, буквально пошаговых, правил недискриминационного доступа. В сфере услуг железнодорожного транспорта, аэропортов, транспортировки нефти и нефтепродуктов и электроэнергетики соответствующие правила приняты. В отношении услуг электросвязи, почты и портов - на подходе, рассказал руководитель антимонопольного ведомства.
Игорь Артемьев, кроме того, озвучил меры, которые направлены на повышение прозрачности распределения госимущества и природных ресурсов. Сайт torgi.gov.ru, отметил он, где сейчас публикуются все оферты от Владивостока до Калининграда в отношении аренды государственного имущества, пополнится с 2012 года объявлениями о торгах на предоставление участков недр, земельных и лесных участков и др. «Наша мечта, пойти дальше и размещать на этом ресурсе также информацию по конфискату, вещдокам и приватизации», - рассказал руководитель ФАС об устремлениях своего ведомства. И добавил, что если соответствующее предложение найдет поддержку в правительстве, то все вопросы, связанные с оборотом государственного имущества, будут регулироваться антимонопольным органом по административной процедуре по аналогии с госзакупками.
Направление по контролю органов власти Игорь Артемьев назвал пока одним из самых трудных на сегодня проектом (53% дел возбуждается против представителей властных структур). В числе классических числятся нарушения госслужащих, связанные с созданием барьеров для бизнеса, заключением антиконкурентных соглашений, введением необоснованной платы за предоставление госуслуги и предоставлением необоснованных преференций. «К сожалению, здесь наблюдается тревожная тенденция – мышление большинства начальников носит промонополистический характер», - заявил глава антимонопольной службы. Для того чтобы искоренить порочную практику, считает он, недостаточно ввести соответствующие штрафы. Положение спасет активное применение судами дисквалификации за антиконкурентные действия, в том числе в отношении высших государственных чинов не взирая на ранги. Хотя нужно признать, отметил Игорь Артемьев, что в течение последних шести месяцев появились первые завершенные дела в судах общей юрисдикции о дисквалификации конкретных должностных лиц.
Еще один инструмент защиты конкуренции, который ФАС России стремится реализовать – система частных исков. Под частным иском о возмещении убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства, принимается обращение в суд юридического либо физического лица, полагающего, что таким нарушением ему причинен ущерб. «Почему в России, когда есть разъяснения на этот счет высших судов и возможность частных исков закреплена в законе, инструмент не работает? – спросил у аудитории Игорь Артемьев и сам же попытался ответить на свой вопрос. - Может, крупные монополии по-прежнему боятся и не хотят с ними связываться?». При этом он обратился к присутствовавшим на конференции адвокатам, юристам и экономистам возглавить движение по продвижению института частных исков и выступить в том вопросе единым фронтом. Компания-нарушитель, по словам главы ФАС, должна опасаться не только оборотных штрафов со стороны регулятора, но и гигантского количества исков со стороны потребителей, которые потребуют возмещения ущерба (особенно, когда идет речь о монополистическом ценообразовании). При этом, отметил Игорь Артемьев, имеет смыл подумать об установлении нормы гонорара по таким делам.
«Может быть, мы не самые хорошие шахматисты, но мы учимся. И целью нашей работы в конечном итоге является макрореглирование», - подвел итог своему выступлению руководитель антимонопольного ведомства, обратив еще раз внимание аудитории на, видимо, генеральный для него вопрос, с которого собственно начал свое выступление.
В рамках первой сессии поднимались темы антимонопольного регулирования не только национального уровня, но и международного. Обсуждались вопросы, связанные с формированием Единого экономического пространства (ЕЭП), подписанием между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции и формированием наднационального антимонопольного органа в рамках таможенной «тройки».
С докладом по этой теме выступила директор Департамента развития конкуренции Минэкономразвития России Марина Горохова. «Начиная с прошлого года, министерство участвует в достаточно амбициозном проекте – разработке и формировании новой наднациональной системы конкурентной политики», – заявила она. По словам директора Департамента, в ближайшие два года предстоит большая работа по передаче полномочий наднациональному органу и по физическому наполнению создаваемой структуры. Планируется, что полномочия национальных антимонопольных органов будут передаваться в несколько этапов. На первом - дела о недобросовестной конкуренции, на втором – полномочия по соглашениям, после чего - дела о злоупотреблении доминирующим положением.
О перспективах международного сотрудничества в области конкурентной политики рассказала начальник Управления международного экономического сотрудничества ФАС России Леся Давыдова. Она отметила, что ФАС России активно взаимодействует с международными организациями и интеграционными объединениями, в частности: организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), группой из быстроразвивающихся стран (БРИКС), органе государственной ассамблеи ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Межгосударственный совет по антимонопольной политике СНГ (МСАП) и т.д..
Это взаимодействие позволяет влиять на выработку международными организациями совместных решений по разработке стратегий, процедур и основных стандартов правоприменения, обмениваться практикой в области конкурентной политики.
«Эта работа в конечном итоге находит свое отражение при реформировании конкурентного законодательства и правоприменительной практики в России", – подчеркнула докладчик.
Л.Давыдова представила информацию о практических шагах по расширению взаимодействия с зарубежными конкурентными ведомствами. Создан Штаб по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств-участников СНГ. ФАС России участвует в Международной рабочей группе по исследованию вопросов ценообразования на рынке нефти и нефтепродуктов и способов его функционирования. Также в ФАС России создан Оперативный штаб для практического взаимодействия с зарубежными конкурентными ведомствами.
Леся Давыдова призвала представителей юридического сообщества России активнее участвовать в качестве негосударственных экспертов в деятельности международных организаций, в частности организации Международная конкурентная сеть (МКС), так и активнее взаимодействовать с ФАС России при расследовании нарушений антимонопольного законодательства, имеющих трансграничный характер.
Работу сессии, посвященной картельной теме, открыл начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Александр Кинёв, который представил перед выступлением свою новую книгу «Картели и другие антиконкурентные соглашения: право и практика». «Здесь в максимально доступной форме говорится о том, что такое антиконкурентные соглашения и каким образом организована работа антимонопольной службы по их пресечению», - анонсировал издание его автор.
Далее Александр Кинёв рассказал о результатах работы ФАС России в этом направлении за последнюю трехлетку и отметил, что число дел по статьям 11 и 16 Закона о защите конкуренции неуклонно увеличивается. Также растет количество уголовных дел по ст. 178 УК РФ. «Однако, - подчеркнул он, – мы не гонимся за количественными показателями. Наша задача, учитывая закон диалектики о переходе количества в качество, выявлять нарушения на социально значимых рынках и выносить решения, которые затрагивают интересы целых отраслей и касаются развития российской экономики в целом».
В числе новых методов по раскрытию картелей и сбору по ним доказательственной базы, которые появились в арсенале антимонопольного ведомства, Александр Кинёв назвал возможность проводить внезапные проверки. «При проведении таких проверок используется процедура осмотра территории, помещений, документов и предметов проверяемого лица с правом запрашивать письменные объяснения, информацию с электронных носителей (серверов и локальных компьютеров) и вести видеозапись», - рассказал он. Кроме того, по словам начальника Управления, антимонопольная служба теперь имеет возможность получать электронные доказательства, направляя соответствующие запросы операторам связи и интернет-провайдерам.
Что касается идеи, которая время от времени высказывается, вообще упразднить на законодательном уровне понятие «согласованные действия», Александр Кинёв отметил, что в третьем антимонопольном пакете делается попытка четко разграничить согласованные действия и антиконкурентные соглашения (дабы исключить смешение указанных явлений на практике). «Лично для меня это понятие пока тайна за семью печатями. Мы все больше понимаем, насколько оно виртуально», - добавил он.
Работа над ошибками
Участники конференции отмечали, что на открытых профильных мероприятиях с участием бизнес-сообщества и ведомства, как правило, создается впечатление абсолютного взаимопонимания и диалога. Коллеги обмениваются мнениями, делятся проблемами, стремятся найти конструктивный механизм их решения. В своих докладах юристы на примерах подчеркивали и неоднозначность существующей практики. Одно из таких дел о сговорах между банками и страховщиками привела руководитель корпоративной/антимонопольной практики юридической фирмы Hannes Snellman Евгения Борзило.
Подобные дела, по ее словам, начали рассматривать в 2009 году как по жалобам физических лиц, так и по инициативе антимонопольного органа. Фигурантами стали практически все банки, предлагавшие услугу ипотечного кредитования и требовавшие от заемщика застраховать свою жизнь и здоровье для получения кредита. Еще одним элементом во многих делах был ограниченный перечень страховщиков, чьи полисы принимались для выдачи кредита. Результатом стала квалификация действия страховщиков и банков по ст.11 Федерального закона «О защите конкуренции». Стремясь избежать крупных санкций, банки и страховые компании провели работу по изменению условий кредитования, внеся поправки в договоры и внутреннюю документацию.
Прошло два года, и появилась волна аналогичных дел, большая часть которых связана с автокредитованием. Докладчик подчеркнула и новые элементы: во-первых, все, что было зафиксировано во внутренних документах, переместилось в «неписаную» сферу, во-вторых, некоторые банки решили ограничиться страховыми компаниями своей группы как единственными партнерами. Итог: та же самая квалификация.
Оставив в стороне квалификацию подобных действий по ст.11 Закона о защите конкуренции, докладчик предложила разобраться в причинах. С одной стороны, подчеркнула она, очевидно, если корректировка и была проведена по итогам предыдущих дел, то только в отношении тех аспектов, на которые обратил внимание сам антимонопольный орган. Практика и подход в большинстве случаев не изменились, что нетрудно выявить из совокупности действий участников, а иногда и просто понаблюдав за работой конкретных менеджеров.
С другой стороны, попытка решить проблему ограниченного числа допущенных к сотрудничеству страховых компаний через привлечение к сотрудничеству только компаний своей группы лиц привела к выводу антимонопольного органа о возможности антиконкурентных соглашений/ согласованных действий внутри группы лиц, что не согласуется со ст. 9 Закона о защите конкуренции.
Представляется, что вопрос допустимых условий взаимодействия банков и страховых компаний должен решаться антимонопольными органами и финансовыми организациями совместно. Тогда не будет синдрома «дежа вю» и спорного применения закона в целях защиты конкуренции, заключила Е.Борзило.
Одна из сессий конференции была посвящена проблемам регулирования конкуренции на телекоммуникационном рынке. В ходе обсуждения коллеги попытались представить как изменится ситуация в телекоммуникационной сфере с первого января 2012 года в рамках единого экономического пространства России, Казахстана и Республики Беларусь; практические аспекты определения границ товарных рынков (оптовых и розничных) на телекоммуникационном рынке; последствия государственного регулирования межоператорских и розничных абонентских тарифов; обсуждали проблемы взаимозаменямости услуг фиксированной и мобильной связи. Последний вопрос неизменно остается актуальным.
Структура российского рынка услуг связи радикально изменилась под влиянием активного развития мобильных сетей. Все большее число абонентов отдает предпочтение мобильным сервисам. Эта тенденция проявляется и в регионах, где уровень проникновения фиксированной связи значительно ниже, чем в Москве. Вместе с тем, директор по правовому обеспечению МГТС Иван Никитин утверждал, что фиксированная связь также предлагала и предлагает комплекс новейших опций, однако абоненты, по его словам, как правило, в основной своей массе продолжают пользоваться стандартными услугами.
Присутствующие также интересовались последними тенденциями в этой сфере за рубежом. По словам экономиста, эксперта в области антимонопольного регулирования, Виталия Пружанского, основной задачей антимонопольных органов является поддержка конкуренции. Такая точка зрения принята в развитых странах. В российской практике зачастую имеют место ситуации, когда действия одного хозяйствующего субъекта ограничивают прибыльность другого. В таких случаях можно говорить об ущемлении интересов одного лица другим, но можно ли такую ситуацию однозначно охарактеризовать как ограничение конкуренции? Защита конкуренции и защита интересов отдельных хозяйствующих субъектов - различные понятия. На примере расследования, проводившегося Еврокомиссией в деле о злоупотреблении доминирующим положением испанской телекоммуникационной компании Telefonica, В. Пружанский рассказал, как компаниям отстаивать свою позицию и какой экономический анализ необходимо проводить в подобных случаях. В частности, докладчик обратил внимание на то, что только ущемление интересов конкурентов, обладающих таким же уровнем эффективности, как и доминирующая компания, может потенциально нанести значительный ущерб конкуренции. Таким образом, возникает необходимость оценки эффективности или прибыльности компаний с течением времени, для чего в зарубежной практике используются определенные финансовые модели. Представляется, что использование подобной методологии в России позволило бы вывести стандарты антимонопольного регулирования на качественно новый уровень, заключил выступающий.
Несмотря на довольно позднее время участники и не думали расходиться, а завершающая конференцию сессия, где представители ФАС России, ВАС РФ и ведущие юристы обсуждали судебную практику по применению антимонопольного законодательства, как говорят, собрала зал.
О том, как развивается практика по делам о злоупотреблении доминирующим положением, с присущим ему чувством юмора и на ярких примерах рассказал управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай. Первая тенденция, отметил адвокат, - уменьшение в целом количества подобного рода дел. «При этом предмет их рассмотрения мельчает. В статусе «доминантов» чаще фигурируют не компании-гиганты отрасли или рынка, а небольшие предприятия. Доминирование же сводится иногда чуть ли не к доминированию в пределах дома или подъезда при оказании, к примеру, услуг вывоза бытовых отходов, ремонта дворовых территорий, лифтов и т.п. Одним словом, спускаемся постепенно «до мышей», - посетовал он. И предупредил, что тенденция «мышиных» исков имеет далеко идущие негативные последствия. Вторая тревожная тенденция, которую озвучил Юлий Тай, – поток незначимых и не имеющих порой никакого отношения к теме доминирующих злоупотребителей дел, которыми вынуждены заниматься ФАС России и суды.
То, что конференция завершилась далеко за пределами дедлайна, и то, что аудитория под занавес особо не убавилась, говорит об одном – дефицит в части информационных поводов и тем для дискуссий антимонопольному законодательству пока точно не грозит.
Главная цифра
315
дел об антиконкурентных соглашениях и координации экономической деятельности ФАС России возбудила в 2024 г.